Устройство храма

Православный храм

Православный храм устроен по образу святилища Ветхого Завета, о котором Бог сказал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:8,9). «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:1-3). Святилище состояло из 3 частей: 1) двор; 2) святое; 3) святое святых. В Православном храме соответственно: 1) притвор; 2) храм; 3) алтарь. Двор был предназначен для народа Божия, в святое входили только священники, в святое святых входил только один первосвященник единожды в году. С Пришествием Спасителя и искуплением Им рода человеческого, завеса отделяющая святое от святое святых разрывается надвое (Матф.27:51), отныне небо отверсто и желающие следуют за Христом в Царство Небесное. Притвор подготавливает вхождение в храм; в храме находятся «царственные священники» (1Петр.2:9), то есть крещенные; в алтарь входят священники (которым дана власть совершать таинства) и прислуживающие в алтаре.

Pritvor-Hram-Altar_1.jpg?template=generic.jpgВ Новом Завете мы видим описание Небесного храма: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр.11:19). Устройство Православного храма и чин богослужения имеют небесное происхождение. Церковь утверждена Божественным Откровением и является единственным местом спасения, потому что вне Бога, вне Его святой воли достигнуть жизни вечной невозможно. В храме (в алтарной части) располагается жертвенник, который является самым важным местом храма и тем отличает храм от всех других человеческих строений: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерьхрам Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» (Откр.11:1). «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10). Жертвенник нужен для того, чтобы приносилась жертва. Истинной жертвой в Новом Завете является Сам Христос, без вкушения этой Жертвы, по слову Господа, человек не может иметь жизни вечной: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:53,54). Вкушение Плоти и Крови Сына Человеческого – святое Причастие – является сердцем православного богослужения, как жертвенник главным местом храма. Под небесным жертвенником находятся души мучеников (Апок.6:9), под его земным образом почивают их тела (частицы мощей мучеников) – в знак единства Церкви земной и небесной.

Сделав предварительные замечания, рассмотрим подробнее устройство храма.

Еще во время странствования евреев по пустыне Бог повелел Моисею сделать серебряные трубы для того, чтобы созывать верных на всесожжения, и сказал: «это будет напоминанием о вас пред Богом вашим» (Числ.10:10). Подобно этому, и православные созываются на богослужение звуком колоколов, становясь пред лицом Господа. Направляясь к храму, мы проходим вратами, помня слова царя Давида:«Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс.117:19,20).

Главным символом, по которому узнается храм, является крест Христов, который возвышается над всем как знамя победы. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18). «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14). «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего… И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис.11:10-12). Премудрый Соломон, видя Церковь как прекрасную Невесту, говорит, что она «грозна, как полки со знаменами» (Песн.6:4).

Православный храм увенчивается символом Господа Знаменосца – куполом (главой), поскольку Церковь есть Тело Христово, а  главой ее является Христос. Купол золотится в знак Царства и нетления, он стоит на подставке, называемой шеей, на которой изображаются святые. Шея, с помощью которой голова соединяется с телом, – символ апостолов и их преемников, благодаря которым православные имеют общение со Христом. Как об этом пишет святой Иоанн Богослов: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:3). Без прямого апостольского преемства, хранимого Православной Церковью, общение с Богом невозможно.

Часто кровля храма украшается выступами, кокошниками, которые называются закомарами, сама их форма напоминает ангельские крылья, подсказывая их значение. Апостол Павел говорит: «Вы приступили к горе Сиону [крыша храма имеет вид горы] и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах [этот собор ангелов и людей изображается закомарами], и к Судии всех Богу [центральный купол], и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления [находящейся в алтаре в Дарах], говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22-24).  Эти слова Писания изображены символическим языком в православных храмах.

Храмы могут иметь решетчатые окна, что так же взято из писания: «И сделал он [Соломон] в доме [храме] окна решетчатые, глухие с откосами» (3Цар.6:4). Окно – символ Откровения, Божьего света, а решетка – знак несовершенного знания, «ибо мы отчасти знаем» (1Кор.13:9). «Вот, он стоит у нас за стеною [говорит Невеста Церковь о Христе], заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (Песн.2:9).

Другим древнейшим элементом внешнего и внутреннего убранства храма являются колоны, ведущие свое начало от столбов скинии (Исх.26), и символизирующие собой святых и ангелов, молитвы которых утверждают Церковь на незыблемом Камне («… узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения» (Гал.2:9)).

В храме ставят свечи – символ молитвы за живых и умерших. За живых по заповеди «молитесь друг за друга» (Иак.5:16); об умерших, проявляя нашу любовь, которая «никогда не перестает» (1 Кор.13:8), ведь «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – [всегда] Господни» (Рим.14:8). Помня слова Господа: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21:22), мы обращаемся к Нему, Имеющему «ключи ада и смерти» (Откр.1:18), молясь об умерших, которые сами уже изменить ничего не могут. Потому что до самого Страшного Суда судьба каждого человека еще окончательно не определена, иначе сам Суд не имел бы смысла.

В храме всегда находятся иконы. Об иконах см. 5 мастер-класс «Почитание икон».

В храме располагаются светильники, лампады, свечи, напоминающие нам об истинном Свете – Иисусе Христе. В алтаре находится семисвечник по образу ветхозаветного, семь лампад образуют семь таинств Церкви, которые составляют жизнь православного человека. Другие светильники освещают храм, как символ Божественного сияния, о чем есть указания в Священном Писании: «И сделал [Соломон]десять золотых светильников, как им быть надлежало, и поставил в храме, пять по правую сторону и пять по левую» (2Пар.4:7).Апостол Павел совершал Литургию в горнице, где «было довольно светильников» (Деян.20:8). Церковь следует обычаям, установленным с апостольских времен.

Иконостас, соединяющий алтарную часть с храмом, является подобием завесы (стены) ветхозаветного храма: «И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго-святых. … И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы» (3Цар.6:16,29,31-32). Алтарь отделяется от храма во образ Неба, которое принадлежит Богу, составляет таинственную жизнь Божества:«единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16). Царские врата иконостаса называются так, потому что ими входит Царь Славы Христос, из них исходит к верным в Таинстве Причастия, поэтому над Царскими вратами располагается икона Тайной вечери, а по бокам врат – иконы Спасителя и Богородицы, как свидетельство подлинности вочеловечения Бога. Завеса Царских врат символизирует собой плоть Христову (Евр.10:20), отнятие которой открывает нам Небо, Христос возносится, указывая нам путь. Завеса – образ плоти, за которой нам открывается Божественная природа Иисуса Христа. На самих вратах изображены апостолы-евангелисты, научающие нас жизни вечной и Благовещение о воплощении Сына Божия, благодаря которому стало возможным наше спасение, восхождение на Небо, потому алтарь устраивают на возвышенном месте, к которому ведут ступени.

Комментирование запрещено