5. Почитание икон

“Неописанное Слово Отчее из Тебе, Богородице,
описася воплощаем, и оскверншийся образ
в древнее вообразив, Божественною добротою смеси;
но исповедующе спасение, делом и словом сие воображаем”
(кондак Недели Торжества Православия)

 

Икона является ключевым символом Православия, так, что из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе были провозглашены Торжеством Православия, которое празднуется Церковью в первое воскресенье Великого поста. Отсюда понятна та ненависть и дьявольский натиск на иконопочитание со стороны сектантов: отменить икону – повредить веру, повредить веру – потерять спасение, лишиться спасения – «торжество» дьявола.

Такое огромное значение икона имеет потому, что раскрывает догмат о Боговоплощении, который является краеугольным камнем нашего спасения. Самый факт существования иконы основывается на Боговоплощении. Непреложность же Боговоплощения подтверждается и доказывается иконой.

 

Человек сотворен по иконе (образу) Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:27).

Byt127.jpg?template=generic.jpgСледует обратить внимание, что сотворен по иконе, как список с оригинала. Кто же является иконой Бога, по которой сотворен человек? – Христос! – «Который есть образ Бога невидимого» (Кол.1:15; 2Кор.4:4).

Kol115.jpg?template=generic.jpg

То есть, Христос (воплотившийся Бог) является той самой иконой (оригиналом), по которой сотворен Адам (как копия с оригинала).

Следующий вопрос: можно ли покланяться иконе Бога – Христу? Безусловно, Христос – воплотившийся Бог, принимает такое поклонение, «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Иоан.5:23). Подтверждение такого поклонения находим в Священном Писании во многих местах: «… где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф.2:2). «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матф.14:33). «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лук.24:51,52). От рождения до Своего вознесения Христос множество раз принимал поклонение.

Итак, когда Христос был на земле, как видим, не нужно было ни писания, ни икон, поскольку можно было слышать Христа вживую, видеть Его и поклоняться Ему. По Своем же вознесении, Христос стал невидим и неслышим так, как это было во время Его служения на земле, поэтому Он посылает Духа Святого («другого Утешителя» (Ин.14:16)), Который «будет свидетельствовать» (Ин.15:26) о Нем, и«напомнит все» (Ин.14:26) то, что Христос сделал для рода человеческого, чтобы люди не забыли о Мессии и через то не лишились своего спасения, не воздавая поклонение Богу. После дня Пятидесятницы, Дух Святой, управляющий Церковью (Деян.20:28), повелевает через апостолов изображать Христа на иконах для поклонения: «… с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взираяна начальника и совершителя веры Иисуса [для взирания необходимо изображение], Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест [поэтому мы изображаем крест и распятого на нем Господа], пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия [икона «Господь Вседержитель»]» (Евр.12:1,2). Сектанты возражают, что здесь речь идет о мысленном взирании, но это не так, потому что о мысленном взирании говорит следующий стих: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). По Преданию первые иконы были написаны евангелистом Лукой, который был врачом и художником.

Именно после Вознесения в напоминание, научение и свидетельство о Христе и, конечно же! для поклонения Ему, потребовалось изображение (икона) Христа. Священное Писание есть икона словесная – изображение жизни и учения Христа в письменном виде для слуха человека в напоминание и научение для спасения. Икона видимая в красках (или иным способом сделанная) изображает Христа для зрения человека для поклонения Ему. Священное Писание и икона дают возможность исполнить Господню заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:10; Дан.14:25). Для того чтобы служить, нужно знать Кто Он есть – об этом мы узнаем из проповеди и чтения Священного Писания. Поклонение же совершаем через икону. При этом ни икона, ни писание не обожествляются. Для православного иконопочитателя нет ничего более чуждого, чем отождествление иконы (материального безличного предмета) с изображаемым на ней лицом. Поэтому святой патриарх Никифор († 846), указав на разницу, существующую между иконой и ее первообразом, говорит: “… те же, которые этого различия не принимают, справедливо называются идолопоклонниками”.

Изображение Христа и поклонение Богу, воздаваемое через икону, не противоречит второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх.20:4,5). Эту заповедь нужно начинать читать с 3-го стиха: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:3), потому что эта заповедь запрещает изображение Бога невидимого (ведь Христос – Икона Бога невидимого – еще не явился во времена Ветхого Завета). Сам Моисей объясняет причину запрета: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор.4:15,16). Именно так, «вы не видели никакого образа» Бога, потому ни под каким видом не можете Его изображать; самые же изображения Богом не запрещаются: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3Цар.6:29). См. также: 3Цар.6,27-28; Исх.25:18-20. Как видим, Сам Бог повелевает не где-нибудь, а в храме изобразить херувимов («того, что на небе вверху»), деревья и цветы («что на земле внизу»).

Когда же Бог явился, именно в подтверждение этой заповеди необходимо изображать Бога! Потому что, если Христа не изображать и не поклоняться Ему, то значит Бог остается невидим, и, следовательно, Христос – не Бог, что есть дьявольская ложь.

Итак, повторим кратко, заповедь говорит: «нельзя изображать». Что нельзя изображать? Бога. Другие изображения делать можно. Почему нельзя изображать Бога? Потому что Он невидим. Но Бог стал видим («И Слово стало плотию» (Иоан.1:14))! Если Бог стал видим, Его необходимо изобразить, изображение подтверждает Его видимость. Если не изобразить, то это подтвердит, что Он так и остался невидим. Иконопочитание – Торжество Православия: Бог стал видим (воплотился)! То есть вторая заповедь, по сути, повелевает изображать Бога, поскольку Он стал видим!

Логика рассуждения: -a=-b      -a×-1=-b×-1      a=b

не(-)изображается=не(-)видимый Бог. Бог воплотился, стал видим, знак «-» меняется на «+», следовательно: да(+)видимый Бог=да(+)изображается.

Но, ведь икона не может изобразить в точности Христа?

Поскольку икона есть образ, она не может быть единосущна первообразу; иначе она была бы не изображением, а самим изображаемым. Задача иконы не в том, чтобы быть фотографией. К примеру, слово Божие, передаваемое евангелистами, не является «фотографией» слов Христа (евангелия написаны на греческом, а на каком языке говорил Христос? тем более это касается переводов на другие языки). Назначение иконы: через образ приводить к первообразу.

С поклонением Христу понятно, но почему же мы поклоняемся перед иконами святых? Опять-таки, вследствие воплощения Бога! Через Христа мы называем Бога Отцом, усыновляемся Ему и земля приносит свой плод – святых (помазанников Божиих, в которых вообразился Христос): «Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все. Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш» (Пс.66:6,7). «Господь даст благость, и земля наша даст плод свой» (Пс.84:13).

Святые являются иконами Христа.

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).

Gal419.jpg?template=generic.jpg

Сравните: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6).

Fil26_1.jpg?template=generic.jpg

В тексте оригинала мы видим, что Христос был «формой» (морфи) Бога, Тем, Кто наполнен Богом. А апостол Павел в муках о тех, кто должен стать «формой» Христа (используется производное морфоти), то есть быть наполненным Христом.

«…и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29). «Многие братья» – есть тот самый плод земли (Пс.84:13), когда «Господь дал благость» (воплотился).

 «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

2Kor318.jpg?template=generic.jpg

(2Кор.3:18). Здесь говорится, что мы становимся иконой Христа.

«И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:47-50). Святые изображаются на иконах не прежде переселения на небо.

Итак, поклоняясь перед иконами святых, мы поклоняемся Самому Христу, Который «вообразился» в них. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Иоан.17:22). На иконах святые изображаются с нимбом – это свет Христов, они уподобились Христу, Который явил Свою Божественную природу «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Матф.17:2). «Бог есть свет» (1Иоан.1:5).

Поклоняемся Богу, святых же почитаем по заповеди: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). И, действительно, на иконах святых часто изображаются фрагменты их жития, их подвиги, мученики изображаются с орудиями пыток, которыми достигли они кончины.

Много примеров почитательного поклонения мы находим в Писании: «Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился [ему]» (1Цар.24:9). «И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли» (3Цар.1:23). «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живет господин мой царь Давид во веки!» (3Цар.1:31). «И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем» (3Цар.2:19). «И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, ипоклонились ему до земли» (4Цар.2:15).

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, ипоклонился лицем до земли» (Быт.19:1). «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» (Иис.Нав.5:14). См.: Суд.13:20; 1Пар.21:16.

Встречаем также и запрет на поклонение. Ангел запрещает поклоняться перед ним евангелисту Иоанну Богослову: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» (Откр.19:10). С пришествием Христа произошли серьезные изменения в человеческом и ангельском мире. Бог, приняв природу человека, обожил ее. Жизнь человека в Царстве Небесном уподобляется жизни ангелов: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф.22:30). «И все, сидящие в синедрионе, смотря на него [Стефана], видели лице его, как лице Ангела» (Деян.6:15). Поэтому Иоанн, будучи в видении на небе, не допускался до поклонения ангелу, потому что люди в Царстве Небесном достигают достоинства ангелов перед лицом Бога.

Апостол Петр запрещает поклонение ему, объясняя и причину: «Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» (Деян.10:26). Поклонение как Богу прилично только Богу, Христу (Богочеловеку), но не человеку.

Поклонение святыням как некое священное действие заложено еще в Ветхом Завете. «И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (2Пар.7:2,3). Храм настолько был наполнен присутствием Бога, что священники даже не могли войти в него. Совершают поклонение Живущему в храме, но очевидно, что поклонение совершается перед храмом. «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой,поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Здесь пророк Давид прямо указывает «поклонюсь святому храму Твоему». «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним [и лежал] до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои» (Иис.Нав.7:6). Иисус Навин совершал поклонение перед ковчегом, и, конечно же, не являлся идолопоклонником.

 

Что же значит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24)?

Нужно рассмотреть контекст цитаты: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:20-24).

Возьмем следующий пример: «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матф.14:33). Здесь мы видим то самое поклонение в духе и истине. С приходом Мессии поклонение не привязано к какому-то месту, как это было в ветхозаветное время, на любом месте и даже на море можно поклоняться истинному Богу. «В духе» означает преображения человека из плотского в духовного, «в истине» – исповедание Сына Божия, пришедшего во плоти. Таким образом, поклонение Богу через икону совершается в духе и истине.

 

Следующий вопрос: как иконы могут быть чудотворными? Это есть проявление силы Божией, «Дух дышит, где хочет» (Иоан.3:8). А то, что материальные предметы по воле Божией могут вмещать благодать и Бог являет свою силу через них, находим подтверждение во множестве в Священном Писании:

«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Бог пребывает везде, но именно место, где стоял Моисей, Бог почтил особенно, поэтому земля стала святой.

«И когда дошли до гумна Нахорова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2Цар.6:6,7). Оза был поражен смертью за прикосновение к святыне.

 «Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан.5:2,30). За дерзость в обращении со священными сосудами, царь был наказан смертью.

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:20,21). Благодать действует через останки (мощи) святых. Поэтому мы поклоняемся Богу, почитая мощи святых, целуем их, принимая нетварную божественную энергию, почивающую в них.

«… и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Матф.14:36). «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11,12). Одежды Христа, плат и пояс апостола Павла исцеляли. Даже тень проходящего апостола Петра источала благодать: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15). Обильное действие благодати в приведенных примерах показывает, что ничто не мешает Богу (Всемогущему) проявлять свою чудодейственную силу и через иконы.

 

Почему мы обращаемся в молитвах к святым? По воле Бога.

«… теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои» (Быт.20:7).

«Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42:8).

 «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Матф.22:32). У Бога нет мертвых, поэтому мы обращаемся к ближайшим друзьям Божиим (Лк.12:4; Ин.15:14,15), как к скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. «Или не знаете что святые мир будут судить?» (1Кор.6:2).

«Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх.32:11-14).

«И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось» (Чис.16:46-48).

«Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лук.12:8,9). Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:10).

 «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он смолитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр.8:3).

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:9,10).

 

Почитание Пресвятой Богородицы.

«… когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал.4:4) – Приснодевы Марии; Той Самой Жены, о Которой дано было Откровение скорбному Адаму: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Пресвятая Богородица единственная во всем Писании названа Благодатной (Лк.1:28).

Называем Пресвятую Деву Богородицей: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лук.1:43). Господь понимается не как господин, но как одно из наименований Бога.

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. (1Кор.12:3).

1Kor123.jpg?template=generic.jpg

В оригинале употреблено слово Кириос (Господь), если Иисуса назвать просто господином фраза теряет смысл, а вот Богом назвать Иисуса без содействия Святого Духа никто не может.

Мы ублажаем Пресвятую Деву, исполняя волю Божию: «… что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:48).

Luk148.jpg?template=generic.jpg

Пресвятая Богородица в рождестве и по рождестве Дева. Это доказывается вопросом Марии на благовестие Архангела Гавриила о том, что Она родит Иисуса, Сына Всевышнего: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук.1:34). Что мешает родить Марии, обрученной Иосифу? Если еще не вступила в супружескую жизнь, что мешает сделать это, чтобы родился Мессия? Мария же недоумевает, и вопрос«как будет это» может задать только Та, которая дала обет вечного девства ради служения Богу (по преданию известно, что еще будучи в храме, Мария дала такой обет, почему и была обручена престарелому Иосифу для хранения ее девства). Лишь зная об обете девства можно понять вопрос Богоматери. Но если это так, то как можно в мыслях принять, что Благодатная, Благословенная между женами, Которой сотворил величие Сильный, оказалась клятвопреступницей? Как Она, родив Бога, могла в нарушение Своего обета вступить в плотские отношения с Иосифом, зревшим страшные таинства сопровождавшие Рождество Христово? Да и сам Иосиф, неужели он мог после всего этого относится к Марии как к обычной женщине, находясь при этом в крайне преклонных летах? Ведь после событий, происшедших когда Христу было 12 лет, о нем не упоминается, очевидно, он вскоре после этого умер.

Кто же называются братьями и сестрами Иисуса (Мк.6:3)? Ими являются дети Иосифа от первого брака, что известно по преданию. Ведь если бы они были сыновьями и дочерями Марии, то Она не нуждалась бы в попечении одного из учеников, когда Господь на Кресте поручил Свою Мать Иоанну. В лице Своего возлюбленного ученика Иоанна Он всех нас, Его учеников, усыновил Пресвятой Деве, поэтому мы называем Пресвятую Богородицу Матерью нашей.

Обращаемся мы к Ней с просьбой: «спаси нас». Примером дозволительности такого обращения могут служить слова апостола Павла к Тимофею: «так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22). Мы знаем, что Сын любит Мать Свою и слушает все Ее просьбы. «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте… Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду …» (Иоан.2:3-5). Достаточно одного слова Матери и Сын исполняет Ее прошение, даже притом, что еще не пришло время творить чудеса.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Комментирование запрещено