Изъяснение православного богослужения

Богослужение представляет собой цельную и гармоничную картину мироздания, которая, начиная от сотворения мира, через века указывает нам путь к вечности в Царство Небесное. Богослужение – это Библия, раскрываемая в действиях, освящающих всего человека (душу и тело) через все его чувства: через красоту и великолепие священнодействий, богослужебное пение, аромат фимиама, помазывание маслом, целование икон и совершение поклонов, вкушение освященного хлеба и, наконец, главное – причастие Тела и Крови Христовых.

Богослужение состоит из 3 главных частей, связанных между собой переходами, которыми замыкается временной суточный круг в непрестанном прославлении Творца.

Троичность, как отличительное свойство природы Бога, распространяется и на человека, и на храм, и на богослужение. О человеке сказано: «Ибо вы храм Бога живаго» (2Кор.6:16), «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

Duh-Dusha-Telo.jpg?template=generic.jpg Pritvor-Hram-Altar.jpg?template=generic.jpg Vechernya-Utrenya-Liturgiya.jpg?template=generic.jpg

Человек, сотворенный по образу Создавшего его, состоит из души и тела:«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Но имеет трехчастное строение: дух, душа, тело. Дух же понимается как высшее божественное проявление души, потому как душа человека имеет много свойств подобных душам животных, но совершенно отлична от них через то самое дуновение.

Храм также состоит из 3 частей, имеет подобное человеку строение: 1) алтарь, 2) собственно храм, 3) притвор.

Назначение каждой части см. устройство храма.

Богослужение, совершаемое человеком в храме Божием, также имеет трехчастную структуру, вершиной которой является Божественная литургия: 1) литургия, 2) утреня, 3) вечерня.

Лестница спущена с Неба для тех, кто желает взойти на высоту и услышать голос: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф.25:34). Но восхождение начинается снизу вверх, от земли на небо, поэтому мы рассмотрим последовательное восхождение в Царство Небесное, начиная с вечерней службы.

Krug-bogosluzheniya.jpg?template=generic.jpg

Как выше было сказано, богослужение наполняет временной суточный круг, поэтому мы разделяем его на 3 сектора в соответствие с 3 главными частями единой службы Богу.

«И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Сутки, составляющие 24 часа, в Писании названы днем и начинаются с вечера. Поэтому церковная служба, называемая «вечерней»,начинается вечером. Это начало бытия мира. После полуночи начинается «утреня», соответственно своему названию, прежде восхода солнца (в быту мы также часто называем предрассветную ночь ранним утром). Утреня заканчивается восходом солнца и переходит в литургию при полном свете дня, как образ будущего вечного дня «и ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5). Это конец бытия мира, переход его во вневременное измерение. Мир вышел из рук Божества, к Нему он и возвратиться. Скорбь разлуки с Богом вследствие грехопадения через прощение в Крови Сына Божия переходит в радость богообщения в надежде наследия Царства Небесного. Все это составляет сокровенную глубину богослужения.

В Русской Православной Церкви закрепился обычай служить вечерню и утреню вместе, а утром отдельно литургию. В Греческой Церкви до сих пор сохраняется обычай, установленный в древности, служить вечером вечерню, а уже с раннего утра – утреню и литургию, как было показано выше. В последнем случае легче усвоить тексты вечерни и утрени, так как они соответствуют вечеру и утру. Например, возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» произносится на утрени при восхождении солнца. Если утреня совершается вечером, солнце как раз только скрыло свои лучи и остается воспринимать только духовный смысл этих слов. При совершении праздников служат «Всенощное бдение», когда вечерня и утреня соединяются, ради большего молитвенного усердия. Бдение отличается от вечерни и утрени, которые служатся порознь, большей продолжительностью («всенощная») и торжественностью и вполне вписывается в суточный круг, не изменяя существенно временной и смысловой структуры служб. По немощи человеческой не многие могут позволить себе такой праздник души молиться всю ночь, но название «всенощное бдение» осталось в употреблении, хотя и очевидно несоответствие названия реальности. Все же установившаяся практика служения не является препятствием к постижению духовного богатства служб.

Участием в богослужении мы проявляем любовь к Богу, принимая Его многоразличные дары и главный дар – дар вечной жизни в Царстве Отца, Сына и Святого Духа. Не участвующий в богослужении – не имеет участия в жизни Святой Троицы. Поэтому прославим Бога, единого в Троице, в наших телах и в душах наших, которые суть Божии.

Для усвоения материала нужно иметь «Полный православный молитвослов», который содержит тексты указанных служб, и использовать его при необходимости (для лучшего и скорейшего запоминания) во время богослужения и дома. Так, со временем душа навыкнет к содержанию служб и это станет ее потребностью, истинной пищею, потому что, как было уже сказано, вершиной наших стремлений является литургия, сердце же литургии – причастие Тела и Крови Спасителя: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан.6:55-57).

Комментирование запрещено