9. Священство

Таинство Священства является одним из 7 таинств Православной Церкви, необходимых для спасения человека.

Впервые упоминается в кн. Бытия: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего» (Быт.14:18). Священство Мелхиседека предшествует священству Ветхого Завета, с него все начинается. Он приносит бескровную жертву как прообраз будущей Евхаристии. Быт.14:17-20 – Мелхиседек благословляет Авраама – отца будущего народа, Авраам дает ему десятину. Правило десятины внедрено с самого начала священства, священник питается от алтаря.

Слово священник (иерей) происходит от греч. ίερεύζ — жрец, священник (по-еврейски «кохэн»), и связано со словом «святой», что означает «отделенный». Святая Земля – отделенная Земля, святой храм – отделенный храм, святой народ – отделенный Богом народ. Священство связано с избранием – Бог Сам избирает (отделяет) Себе Своих: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоан.15:16). «Иникто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр.5:4). «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх.28:1). Поэтому священство всегда идет сверху вниз от Бога, а не снизу вверх от человеков. Иерархическое священство в ветхозаветный период появляется раньше, чем народ Божий. В Новом Завете то же самое, сначала появляются апостолы, а потом Церковь. Там где нет епископа, рукоположенного по преемству от апостолов, – нет и Церкви, нет и спасения.

Священство в Священном Писании разделяется на 1) особых служителей – священников, избранных Богом из всего народа, и 2) царственное священство народа Божия. Избрание священников предшествует появлению царственного священства народа Божия.

Иерархическое ветхозаветное священство: первосвященник (епископ), священник, левит (дьякон). Смысл ветхозаветного священства – учить людей Закону Божию и приносить жертвы (кн. Левит): «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7). «Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв» (Евр.8:3). Где нет жертвы, там нет и священства. Никто не может воспринять священства по собственному хотению, Бог строго взыскивает за всякую попытку святотатства: Числ. гл. 16; «Но когда он сделался силен [царь Озия], возгордилось сердце его на погибель [его], и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить [фимиам] на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых,посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, – а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь» (2Пар.26:16-20).

В Новом Завете Христос установил новое священство, избрав для этого апостолов: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лук.6:13). Апостолы суть священники, потому что избираются для проповеди слова Божия и приношения истинной жертвы – Евхаристии: «… явился самим одиннадцати …и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар.16:14,15). Христос является «жертвой умилостивления» (Рим.3:25): «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:14,19,20). «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42).

Избрание апостолов (как и Ветхом Завете священников) совершается только Богом: «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян.10:40,41). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13).

Священство есть особый дар Святого Духа, таинство Священства совершается через рукоположение (возложение рук), которое восходит к Моисею по повелению Бога: «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею» (Втор.34:9). «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою» (Чис.27:18). В Новом Завете этот способ передачи сохраняется: «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян.9:17). Позже апостол Павел был рукоположен на служение благовестника в Церкви: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2-3). Рукоположение дало апостолу Павлу право епископа рукополагать других: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6).

Упоминание о епископском служении: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил.1:1). «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим.3:1-5). Почему сейчас епископы монахи? Безбрачие в Церкви установлено для тех, «кто может вместить»: «есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). Цель безбрачия – целесообразность в деле церковного служения: «А я хочу [апостол Павел], чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене…» (1 Кор.7:32-33); «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор.7:28-29). Брак не умаляется, потому что «брак честен и ложе непорочно» (Евр.13:4), но нужно помнить слова апостола Павла: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:8-9).

В Священном Писании употребляется слово «пресвитер», которое до IV века означало и епископов, и священников. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1:5-9). Епископ рукополагает священников для совершения ими таинств Церкви. Епископ отличается от священника правом рукоположения (совершением таинства Священства).

Пресвитерское служение: Деян.14:23; 15:2.

Пресвитеры по преемству от апостолов совершают все таинства Церкви (в этом их отличие от царственного священства народа Божия), без которых невозможно быть членом Церкви и получить спасение. Таинство Крещения: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею … и приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:16-20). Таинство Святого Духа (Миропомазание): «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян.8:14-17). Таинство Евхаристии – принесение бескровной жертвы: «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:14,19,20). Таинство Священства: ««Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). Таинство Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5:14). Таинство Исповеди:«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:18). Таинство Брака: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-33). «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:5,6).

Обязанность пастырей: «Пастырей ваших умоляю я … пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет.5:1,2).

Отношение клириков и мирян: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1Фесс.5:12,13). «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Оказание чести и практика награждения священников: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17).

Священник рукополагается согласно канонам Церкви: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим.5:22). Писание предупреждает осторожно относиться к непроверенным слухам по поводу духовенства: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим.5:19). Поскольку избрание совершается Богом, Сам Бог действует через священника и благодать действует и через недостойных: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил.1:18); «…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2-3).Апостолы не идеализировали и самих себя: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем…» (Иак.3:1-2). Веру в собственную безгрешность, свойственную многим сектантам, апостолы почитали лживым лицемерием: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин.1:10).

Дьяконское служение: Деян.6:1-6; 1Тим.3:8-12. Дьяконов также рукополагали для служения как и пресвитеров: «их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6,6).

В Православной Церкви точно известно от кого из апостолов и через каких епископов преемство рукоположения сохраняется до настоящего времени. Это является исторически установленным фактом непрерывности присутствия дара Божия в Христовой Церкви: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18); «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:20).Отсутствие этой непрерывности и преемственности доказывает, что некая организация создана человеческой прихотью и не является Богом установленной Церковью.

 

Все верные составляют народ Божий – царственное священство.

На горе Синай Господь сказал: «… вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх.19:6). То же в Новом Завете: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9,10). «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр.1:5,6). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). Это духовное священство связано напрямую с приношением духовных жертв: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим.12:1). Мы должны предоставить всю свою жизнь (и тело, и душу) в служение Богу, это и составляет священнодействие  – мы приносим в жертву себя. Как результат этой жертвы: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

 

Итак, без преемственного священства Церковь не мыслится, спасение человек получает в Церкви через участие в таинствах, совершаемых священниками. Богу нашему слава!

 

Комментирование запрещено