8. Исповедь

Отличительной вестью Нового Завета является весть о прощении грехов: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лук.24:46,47). «Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21). Прощению предшествует покаяние: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). В Ветхом Завете через жертвоприношение можно было получить прощение грехов, которые человек сделал неумышленно, смертный же грех (убийство, прелюбодеяние и т.д.) по закону Моисея наказывался смертной казнью.

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Иоан.3:4). Грех никак не может быть оправдан, поскольку разделяет человека с Богом, отлучает его от Жизни. Но в Адаме все под проклятием греха. Потому столь значительна и радостна для нас весть о прощении грехов, о разрушении преграды, о примирении и соединении с Богом (Жизнью).

Таинство Покаяния (Исповеди) разделяется на 4 этапа: 1) раскаяние – сожаление о соделанном грехе; 2) собственно покаяние – изменение мировоззрения; 3) получение прощения от Бога; 4) излечение последствий греха – совершение доброго дела в противоположность злому. Об этом нужно помнить, иначе много ли будет значить раскаяние в грехах без последующего покаяния и прощения от Бога, без примирения с Богом? «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матф.27:3-5). Раскаяние без покаяния  и прощения не принесло пользы Иуде, раскаяние в одном тягчайшем грехе («горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» (Матф.26:24)) без покаяния и прощения привело к другому тяжкому греху – самоубийству. Процесс покаяния необходимо должен быть засвидетельствован актом прощения: «мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли … и сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:41-43).

Человеку, принесшему покаяние и получившему прощение греха от Бога, необходимо также излечение от последствий греха, чтобы грех был уничтожен в корне. Для этого Церковь употребляет особое средство – епитимию (греч. evpitimi,a – наказание), когда кающемуся предписываются некоторые благочестивые упражнения (пост, милостыня, молитвенное правило …) и лишения (отлучение от Причастия на определенное время …). Пример этому видим в раскаянии Давида, когда после прелюбодеяния с Вирсавией и убийства ее мужа, пророк Нафан обличил царя Давида и Давид чистосердечно принес покаяние, но получил и епитимию: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2Цар.12:13,14). «Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. (2Цар.12:11,12). Так и случилось, когда сын Авессалом восстал на своего отца Давида. Примером в Новом Завете служат слова апостола Павла: «сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. (1Кор.5:3-5). Апостол отлучает грешника и предает его сатане, чтобы тот заболел плотью, а дух был спасен для вечности. Также и Иоанн Креститель, принимая покаяние, говорил приходившему к нему народу:«Сотворите же достойные плоды покаяния»  (Лук.3:8). Покаяние нуждается в плодах, плоды покаяния  – это труд человека над собой, понесенный им для искоренения греховного навыка.

Покаяние заповедано всем, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Иоан.1:8-10). Власть прощать грехи принадлежит только Богу и тем, кому Он передал эту власть – апостолам, а через них по преемству епископам и священникам: «Видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Матф.9:2); Лук.7:48. «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! … Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20:19-23). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:18). Что власть прощать грехи дана не только 12 апостолам, видно из книги Деяний святых апостолов. Апостол Павел, который не был в числе 12-ти, также принимал исповедь: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Благодать священства не зависит от личной праведности и святости священника, но является даром Божиим, проявлением Его святой воли. Поэтому всякий приходящий к покаянию, но не получающий прощения грехов в таинстве Исповеди от священника, когда он есть, противится воли Божией. Христиане могут молится друг за друга, чтобы избавиться от греха: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Но здесь не говориться о прощении греха, которое происходит посредством таинства Исповеди.

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Иоан.5:16). Грех к смерти – это грех нераскаянный. Невозможно молится о даровании жизни вечной тому, кто не отказался от греха, не раскаялся, не принял прощения. Таким образом, смертным грех становится не от тяжести греха, но от нераскаянности. Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного и греха хулы на Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф.12:31,32). Хула на Духа Святого – это:

1) сознательное противление Истине, сознательное отвержение чуда Божия; утверждение, что чудо Божие является результатом естественного процесса (казни египетские в ветхозаветное время; схождение Благодатного Огня в настоящее время). Например, когда Господь совершал сверхъестественные чудеса (прозрение слепорожденного, воскрешение умерших …), иудеи противились и «искушая, требовали от Него знамения с неба» (Лук.11:16);

2) отвержение милосердия Божия – отчаяние в спасении. В таком состоянии человек говорит: «меня Бог не простит».

3) отказ от исповеди с утверждением, что Бог и так простит. Слова Ж.-Ж. Руссо: «Бог простит – это Его работа».

 

Итак, покаяние необходимо подтверждается прощением в таинстве Исповеди, власть совершать таинства дана священникам по преемству от апостолов в Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви, вне которой спасения нет.

Комментирование запрещено