7. Причастие

Причастие (Евхаристия – греч. eucaristia «благодарение») – это Таинство, в котором под видом хлеба и вина вкушают Крови и Тела Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:26-28); Мк.14:22-24; Лук.22:19,20.

Тело Христа имеет три реальности: 1) историческое Тело; 2) Тело Причастия; 3) Церковь.

Эти реальности не различны, а тождественны. Реальное историческое Тело Христа, Которое родила Мария, Которое было распято, воскрешено и вознесено, дается в Причастии. Люди, причащающиеся реального Тела, становятся со Христом единым целым, составляя единую Церковь. Подобно кирпичикам посредством Причастия строится Церковь, мы – члены Его Тела, составляем единый Храм – Тело Христово: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:16,17). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы» (1Кор.6:15); Еф.5:30. Причастие приносится за живых и умерших, крещенных в Православной Церкви. Это и означают слова «за многих изливаемая во оставление грехов», не за всех, потому что многие не примут Христа.

Причастие необходимо, чтобы соединиться с Богом и иметь жизнь вечную: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] иядущий Меня жить будет Мною» (Иоан.6:54-57). Соединяясь со Христом, мы входим в жизнь Святой Троицы: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан.17:21-23).

Соединяясь в Причастии со Христом через Его человеческую природу приобщаемся «Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:4), становимся богами по благодати (не по естеству): «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81:6); Иоан.10:34.

Совершение Таинства Евхаристии является прямым повелением Господа: «сие творите в Мое воспоминание» (Лук.22:19).

Оправдывается ли человек невозможностью постигнуть умом Таинство Причастия? Нет! «Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?» (Иоан.6:41,42). «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан.6:51-53). «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. (Иоан.6:60,66-69).

Прп. Иоанн Дамаскин: «Тело есть поистине соединённое с Божеством, именно то, которое было воспринято от Пресвятой Девы. Но не сходит с небес вознёсшееся Тело, а хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Если хочешь понять, как это происходит, то достаточно знать, что схождением Святого Духа. Таким же путём и от Богородицы Себе Самому и в Себе Самом составил Святым Духом Господь плоть. Более не знаю того, что Слово Божие истинно, действительно и всемогуще, действие же Его непостижимо».

Причастие есть исполнение закона: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17). «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний … пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его … это – Пасха Господня … и будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его» (Исх.12:5-14). «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29). «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10). Речь идет о Причастии, к которому не могут приступать живущие еще по Ветхому Завету. Христос наполнил закон и теперь мы имеем жертвенник, на котором приносится истинная Жертва. Причастие – это жертва:

1) умилостивления (примиряет Бога с человеком);

2) благодарения (мы благодарим Бога за дар божественной жизни);

3) очищения (жертва Христова омывает наши грехи, делая нас достойными соединения с Богом).

Евхаристия совершается в Воскресный день: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян.20:7).

После Вознесения Христа мы ищем Его в Евхаристии: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук.24:30,31). В Причастии присутствует Сам Христос. Господь делается невидимым, чтобы указать, где Его искать.

Недостойное причащение несет осуждение даже до смерти: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30). Как же сектанты понимают Причастие символически? Если сила Причастия такова, что недостойно причащающиеся могут даже умереть?

Причастие подается Самим Господом через приношение Ему нашего дара – хлеба и вина. Церковь приносит хлеб и вино, Господь прелагает их в Свое Тело и Свою Кровь и дает нам в пищу. Спасение человека совершается Богом, но не без участия человека, вопреки мнению, что спасает одна только вера.

Большинство религий утверждают некую концепцию недостижимости Бога. Так, в исламе Аллах абсолютно недостижим. Божество индуизма безличностно, никак не совместимо с человеческой личностью. Протестантизм говорит о Боге как информаторе. Католики и монофизиты утверждают реальность причастия, но для них все равно соединение  Бога и человека в причастии невозможно (спор святителя Григория Паламы с Варлаамом о нетварности божественной энергии). Несторианство (еретики утверждали, что от Марии родился просто человек Христос, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме) с самого начала было построено как религия несовместимости Бога и человека (учение о соприкосновении Бога и человека, но не соединении).

Православие предлагает нам обожение через причащение Тела и Крови воплотившегося Бога. «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса!» (Пс.76:14,15).

Комментирование запрещено