4. Божество Иисуса Христа, Святого Духа

 Полемика по этой теме относится в основном к «Свидетелям Иеговы», поэтому приводятся примеры их ложного перевода (сокр. НМ – Новый Мир) и греческий оригинальный текст с переводом каждого слова.

Божество Иисуса Христа.

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5)

НМ: «Проверяйте, в вере ли вы, испытывайте самих себя. Или вы не признаёте, что Иисус Христос в единстве с вами? Разве только вы навлекли на себя неодобрение» (2Кор.13:5).

2Kor135.jpg?template=generic.jpg

(2Кор.13:5). Внутри нас может пребывать только Бог, к человекам это неприложимо.

 

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8).

НМ:  “Я Альфа и Омега, – говорит Иегова Бог, – Тот, кто есть, и был, и грядёт. Всемогущий” (Откр.1:8).

Otkr18.jpg?template=generic.jpg

(Откр.1:8). Как видим, слова Иегова в тексте нет.

«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6).

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр.22:13-16).

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель…  Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом… И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр.1:8-18).

 

Чьим именем исцеляется и спасается человек? – Господним. Какое это имя? – Иисус Христос. Следовательно, Иисус Христос – Бог:

«И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32; Деян.2:21).

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Имолитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14,15).

«… тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» (Деян.4:30).

«Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:9-12).

 

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:8,9).

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

НМ: «Наблюдайте за собой и за всем стадом, в котором святой дух поставил вас надзирателями, чтобы пасти собрание Бога, которое он приобрёл кровью своего Сына» (Деян.20:28).

Deyan2028.jpg?template=generic.jpg

(Деян.20:28). Как видим в оригинале, Он приобрел Церковь как Бог через Кровь Собственную, а не «кровью своего Сына».

«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоан.20:27,28).

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

НМ: «Бога никто из людей никогда не видел; единородный бог, который у груди Отца, – он поведал о нём» (Иоан.1:19).

Ioan118_1.jpg?template=generic.jpg

Пример богохульства, когда Бог пишется с маленькой буквы, в то время как дьявол пишется везде с заглавной, показывает кому «СИ» отдают предпочтение в почитании:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1).

НМ: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было богом» (Иоан.1:1).

Ioan11.jpg?template=generic.jpg

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Матф.4:1).

НМ: «После этого Иисус был приведен духом в пустынную местность, чтобы Дьявол искусил его» (Матф.4:1).

НМ: «И схватил он дракона, древнего змея, который есть Дьявол и Сатана, и связал его на тысячу лет» (Откр.20:2).

 

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:23; Ис.7:14). Почему пророк Исаия называл Иисуса  другим именем (Еммануил), и почему евангелист решил, что это пророчество о Иисусе? Евангелист Матфей объясняет это, дав перевод этого имени: «с нами Бог».

«Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Русский синодальный перевод не в состоянии передать то, что в оригинале. По-гречески это звучит однозначно: «Egw kai o Pathr en esmen», как и по церковно-славянски: «Азъ и Oтецъ eдино eсма»,двойственное число по отношению к единому.

«Все, что имеет Отец, есть Мое» (Иоан.16:15).

«Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан.14:9,10).

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).

НМ: «Да, священная тайна этой преданности Богу несомненно велика: “Он был явлен в плоти, объявлен праведным в духе, предстал пред ангелами, проповедан среди народов, с верой принят в мире, взят в славе”» (1Тим.3:16).

1Tim316.jpg?template=generic.jpg

В чем была бы «великая благочестия тайна», если бы в плоти явился человек, человек по-иному и не приходит в этот мир как только во плоти. А тайна именно в том и велика, что воплощается Сам Бог. Если «СИ» скажут, что воплощается Иисус Христос, Который до воплощения был Архангелом Михаилом (чему доказательств, кроме безумия, нет), то как же в тексте оригинала говорится, что «был сделан видим ангелам», неужели Арх. Михаил не был видим ангелами.

«их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:5).

НМ: «к ним принадлежат и отцы, и от них произошёл по плоти Христос: Бог же, который над всем, да будет благословен вовеки. Аминь» (Рим.9:5).

Rim95.jpg?template=generic.jpg

Христос – Сущий (Яхве) над всеми Бог – таков истинный смысл текста в оригинале.

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мар.2:5-7).

«что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Матф.22:42-46). Господом Давид называет Его по Божеству, Сыном же Он является Давиду по плоти, потому что Пресвятая Мария была из рода Давидова.

«И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18).

 «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Матф.26:63-66). То есть главное обвинение состояло в том, что Христос – Сын Божий, равный Богу, Бог, и за это повинен смерти. Кто не признает Христа Сыном Божиим (равным Богу, Богом), тот становится в ряды злобных иудеев, требующих Его распятия.

«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:22,23). Как чтут Отца? – Как Бога! Такое почитание в равной степени принадлежит и Сыну.

 

Божество Святого Духа.

В сознании многих православных Дух есть нечто безликое. Очень многие отождествляют Духа Святого с благодатью, Дарующего – с Его даром. Мы каждый раз в утренних молитвах обращаемся к Личности Святого Духа. Личностность (ипостасность) – это бытие. Но Дух Святой не только имеет самостоятельное бытие, но и самостоятельно действует.

«Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3,4).

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:16,17). Дух – это иной, нежели Отец и Сын. Та же сущность, но не та же Личность.

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5). Дух Святой дает возможность войти людям в Царствие Божие.

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Может ли научить и напомнить безличная сила? Напоминает кто-то, а не что-то.

«…если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:7-15). Здесь ярко выражены действия трех Лиц и единая сущность Бога.

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:3,4). Все наполнились Его силой, потому что Бог проникает все и Дух «дает им провещать», они исполняют волю Духа Святого.

«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2).

НМ: «Когда они исполняли всенародное служение Иегове и постились, святой дух сказал: “Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому я призвал их“» (Деян.13:2).

У «СИ» получается, что будто некая безликая сила говорит: «я призвал»; это нелепо! Никто не говорит, например, что некая сила (безликая), исходящая от Петра, произнесла: «я призвал» и подобное, но говорим, что сам Петр (личность) сказал: «я призвал».

«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян.16:6,7).

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

«А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:10-13).

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:8-11).

«Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет» (Евр.3:7-9). Здесь ссылка на 94-й псалом (Пс. 94:7-11). То, что в Псалтыре приписывается Яхве, в Новом Завете приписывается Духу Святому.

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

Приложение (Опровержение основных заблуждений «СИ»).

«СИ» утверждают, что И.Христос до воплощения на земле был Арх. Михаилом на небе (ересь перевоплощения). В Писании этому нет никаких свидетельств. Об Арх. Михаиле говорится следующее:

«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13). Архангел Михаил один из первых среди других равных ему, Личность же Христа уникальна.

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд.1:9). Из текста видно, что Арх. Михаил не имеет власти судить, Христос же в полноте обладает этой властью: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22); «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан.12:31).

«Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибоОтец Мой более Меня» (Иоан.14:28). В каком смысле Христос говорит «Отец более Меня»? По человеческой природе!

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:5-8).

НМ: «Имейте тот же образ мыслей, что был у Христа Иисуса, который, хотя и был в образе Бога, не помышлял о посягательстве – о том, чтобы быть равным Богу. Напротив, он лишил себя всего и принял образ раба, уподобившись людям. И, оказавшись в облике человека, смирил себя и был послушен до самой смерти, до смерти на столбе мучений» (Фил.2:4-7).

Fil26.jpg?template=generic.jpg

В оригинале буквально говориться, что Христос был формой (морфи) Бога, то есть Тем, Кто наполнен Богом. В тексте «СИ» ложный перевод – добавлены слова «о том, чтобы», что приводит к полному искажению смысла. Итак, будучи Богом, Христос уничижился до образа раба, став человеком, потому и говорит, что «Отец более Меня».

Но отцы Церкви усматривали и еще один смысл. «Отец более Меня», потому что Он – источник, первопричина. Монархия Отца, Сын от Отца, а не Отец от Сына. Отец более в смысле причины, но не более Сына по природе (как Имеющий одну природу с Ним).

«Господь имел меня [премудрость] началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Прит.8:22,23). Сектанты предлагают следующий перевод: «Господь создал меня», утверждая, что Премудрость (Христос) была создана. Но в еврейском тексте это слово имеет следующие значения: приобретать, покупать. Кроме того, здесь речь идет о человеческой природе Христа, потому что Христос – начало пути Бога, нового пути.

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр.3:14). В каком смысле Сын – начало создания Божьего? Как Творец, конечно. Не первое создание Божие, а начало.

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15). «СИ» говорят, что «рожденный» значит «созданный». Но об этом ведь не говорится. Да, Он рожден от Отца прежде всякой твари – верно, и читаем далее: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17). Рожденный от Отца, но не сотворенный, прежде всякой твари (первородный), а все остальные рождаются от воды и Духа Святого как Его младшие братья, потому и не стыдится называть нас братьями, говоря:«возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр.2:12; Пс.21:23).

«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар.13:32). Незнание того дня и часа обусловлено рамками человеческой природы Христа, потому что у Христа два ума: божественный и человеческий, соответственно двум природам, но самосознание («Я», Личность) одно. Для простоты достаточно и этого ответа. Для ищущих Истину можно сказать и следующее. Большая часть отцов считали, что Бог ограничил для нас знание в педагогических целях, для человека знать «о дне и часе том» не полезно, но нужно ему всегда пребывать в ожидании пришествия Спасителя, проводя дни в терпении и молитве: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мар.14:38). «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр.3:3). «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). Подобная педагогическая цель преследуется и в падении Адама: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? … не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3:9-11). Неужели Бог не знал где Адам и что он ел с запретного дерева? Безусловно, знал, но Бог призывает Адама к покаянию, и поэтому показывает Себя как бы незнающим.

В Евангелии много мест, где Христос обращается к Богу Отцу в молитве. Сектанты говорят, что Бог не может молиться. Но ведь Христос Бог воплотился, стал истинным человеком, потому как человек несомненно может молиться, тем более показывая Собой пример нам: «Я есмь путь» (Иоан.14:6). «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук.9:23).

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3). Ссылаясь на этот стих, сектанты говорят, что Дух Святой сотворен. Но речь идет о том, что начало быть (то есть о творении), а не о том, что все без исключения создано (Бог ведь не сотворен). В таком случае, следуя логике сектантов, и Отец начал быть через Слово. Порочная логика: подразумевается без доказательств, что Дух не является Богом, и потому Он является творением. Но прежде было доказано, что Дух – Бог, третье Лицо Святой Троицы. Бог Отец никогда не был бездушным (без Духа) и никогда не был бессловесным (без Сына-Слова).

«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3). Воссел с воскресшим Телом на престоле незримо уже во времена апостолов, придет же второй раз зримо и в величайшей славе. «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр.1:7). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:9-11). «СИ» же восседание на  престоле и Второе Пришествие, которое, как они считают уже совершилось незримо, относят к 1914 году, что лишний раз подтверждает сатанинский характер откровений «верного раба» – правящей ячейки корпорации «СИ».

«СИ» утверждают, вопреки Писанию, что Христос воскрес только духовно, а не телом, мы же читаем: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лук.24:39,40). «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Иоан.2:19-21).

«СИ» отрицают вечное наказание и муки ада. Очередное противоречие: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:41). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46). «… тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:10,11). Об этом говорит и история (не притча) о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31).

Комментирование запрещено