3. Почитание Троицы

Бог открыл нам тайну Пресвятой Троицы для того, чтобы мы знали своего Творца и правильно поклонялись Ему для нашего спасения. Вопрос почему Бог есть Троица неуместен, потому что Бог Сам открывает Себя  как Единый Бог в трех Лицах. Жизнь Троицы – жизнь будущего века: «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан.17:21-23).

1. Бог открывает себя как Бог-Отец, Отец не мыслим без Сына. Мы можем называть Бога своим Отцом («Отче наш») только тогда, когда примем усыновление через Его Сына Иисуса Христа в таинстве Крещения. Для некрещеных Бог – Творец, Отец Единородного Своего Сына, но не их Отец: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матф.11:27). «И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан.17:26). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

2. Бог открывает Себя как Бог-Сын, Сын не мыслим без Отца. Имея личностное свойство рожденности, Сын рождается (воплощается) на земле, чтобы через Него мы стали сынами Божиими и имели жизнь вечную. «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс.2:7,8). «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14). «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). «… так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Иоан.17:2).

3. Бог открывает Себя как Бог-Дух Святой, исходящий от Отца. Без Него нам невозможно совершить исход из мрака в свет, из тления в нетление, из мёртвости в жизнь и стать детьми Божиими. Поэтому главный праздник христиан – Пасха (Исход). «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5). Святой Дух рождает детей для Отца Небесного. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26). Дух Святой посылается Отцом и Сыном, но исходит только от Отца. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8:9, 16-17).

 

Бог триедин в вечности и всегда действует как Пресвятая Троица. Бог Отец – замышляющая причина, Бог Сын – творящая сила, Бог Дух Святой – сила, приводящая к совершенству. Отец задумал, Сын сотворил, Дух Святой приводит в совершенство. «В начале сотворил [един. ч. – Сын Божий] Бог [Элогим – множ. ч., творческая мысль Отца] небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий [Святой Дух устраивает всё] носился над водою» (Быт.1:1,2).

На примере человека, который сотворен по образу Божию, догмат о Пресвятой Троице можно объяснить так: 1) человек имеет ум (Отец), 2) слово, рождающееся в уме (Сын) и 3) дыхание, которое выражает слово (Святой Дух). Отрицающий Троицу, по образу Которой имеет бытие, отрицает собственную разумность, словесность – отличительный признак человека.

Троицу можно сравнить с солнечным диском и идущим от него лучом и теплом. Солнечный диск – символ Отца, луч – символ Сына, тепло – символ Святого Духа. Хоть они и различаются, но составляют нечто единое. Но это только образ для иллюстрации тайны. Нужно понимать, что если кто-то будет доказывать или кто-то не сможет доказать что Бог – Троица, это никак не меняет Бога, Он Троица Сам по Себе, хотим мы этого или нет, таково Его откровение. Если человек не верит в Бога и в будущий Страшный Суд, Бог от этого не перестанет быть и Суд не исчезнет.

Итак, Бог – это три Личности, Которые являются единым Богом: Отец, Сын, Дух Святой. Личность – это тот, кто может сказать – Я. Бог троичен: три Личности, три «Я», три Самосознания и одна Сущность. И все три – един Бог, одно Царство, одна Слава, одно Могущество, одна Держава, одна Власть.

Три Лица отличаются свойствами, которые открыл нам Бог. Бог-Отец безначален по происхождению. В смысле времени не имеет начала ни одна из Божественных Личностей – Предвечный Отец, Предвечный Сын, Предвечный Дух Святой. Все три Лица Вечны, Святы, Совершенны. Но Отец источник бытия Сам в Себе, является причиной рождения Сына и исхождения Духа Святого. Следовательно, Отец безначален, не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца, Святой Дух предвечно исходит от Отца. Можно сказать что Сын рожден, поскольку всегда совершенен, в Нем нет никакого течения, никакого процесса и изменения, но также говорим рождается, потому что Он вечно в Отце, то есть Он не отделился от Отца в рождении, но всегда пребывает в Нем. Божественное рождение и исхождение неподвластны земным характеристикам.

 

Примеры из Священного Писания, где раскрывается тайна Святой Троицы:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26).

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» (Быт.3:22).

«И сказал Господьсойдем же и смешаем там язык их» (Быт.11:6,7).

«… вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал:Владыка!» (Быт.18:2,3).

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).

«Вокруг Него стояли Серафимы… и взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:2,3).

«Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис.48:16).

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:16,17).

 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19).

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

 «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1Пет.1:2).

«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим.11:36).

 «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:4-6).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор.13:13).

Комментирование запрещено