1. Предание

 Церковь есть хранительница Священного Предания, которое содержит в себе учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды. Св. Викентий Лиринский учил: «Предание это то, что ты принял, а не то, что выдумал». То есть, Предание – это то, что мы получили от Самого Господа и оно резко отличается от преданий человеческих: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8,9).

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня,уча учениям, заповедям человеческим» (Матф.15:1-9).

Здесь Христос преданием называет учения и заповеди человеческие, которыми иудейские старцы подменили истинные заповеди Божии, что, конечно, не допустимо: «ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней» (Чис.15:31).«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф.5:19).

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира,а не по Христу» (Кол.2:8).

Предания человеческие не являются словом Истины, как не исходящие от Христа, но предания апостольские являются истинным учением, которое апостолы получили от Христа: «ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно» (Иоан.17:8); и, являясь истинным учением Христа, подлежат к исполнению всеми христианами: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фесс.3:6). «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2).

 

Апостольское предание содержит в себе и устное и письменное наставление в Истине: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:15); «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Иоан.1:12).

Священное Предание и Священное Писание не могут противоречить друг другу, так как самое Писание является частью Предания (устного и письменного). Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Этому есть много подтверждений из самого Слова Божия. Первым Писанием было Пятикнижие Моисея (евр. Тора). В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т. д. Однако из Книги Бытия, мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их…» (Быт.4:3-4). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости и особенности их приношения – «от плодов земли дар Господу… от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые: «И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле» (Быт.7:8). Авраам знал закон о десятинах: «[Аврам] дал ему (- священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» (Быт.14:20). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т.7, стр.5).

Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла? Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии есть дело Церкви, а значит и Предания.
С другой стороны, все Слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг…» (Ин.21,25). По Преданию мы принимаем пророчества Еноха, которые в письменном виде до нас не сохранились, но о них говорит апостол Иуда в своем послании: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: “се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”» (Иуд.1:14,15).

Предание не является передачей традиций или каких-то маловажных обрядов (учений человеческих), предание содержит в себе учение веры, закон Божий, чинопоследование таинств, без которых спасение невозможно: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит» (Евр.6:1-3). Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: крестить ли в одно погружение, или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Но без этих таинств Церковь не существует и спасение невозможно.

Апостол Павел лично принял от Христа и передал последующим христианам чинопоследование (последовательность совершения) таинства Евхаристии (Причастия Тела и Крови Христа): «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:23-25).

Священное Предание имеет конкретное выражение в Священном Писании, древних символах христианской веры, правилах св. Апостолов, Вселенских и поместных соборах, древних литургиях и актах (сказаниях) о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви. Церковь является хранительницей Священного Предания: «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

Для кого написана Библия? Священное Писание является Заветом, то есть Договором между Богом и Церковью. Библия – это документ Церкви, пользоваться которым (в своих правах и обязанностях) могут только те, кто состоит в Церкви, принял и исполняет условия договора. Все другие, хотя и могут читать, но понимать текст Писания, иметь права и обязанности по условиям договора не могут, как не состоящие в Церкви, которая является личной собственностью Бога (Деян. 20:28; 1Петр. 2:9,10).

Комментирование запрещено