О христианской любви – 10 заповедей (уроки 39-49)

Урок 39. О христианской любви и заповедях. О союзе между верой и любовью.

Урок 40. О первой заповеди.

Урок 41. О второй заповеди.

Урок 42. О третьей заповеди.

Урок 43. О четвертой заповеди.

Урок 44. О пятой заповеди.

Урок 45. О шестой заповеди.

Урок 46. О седьмой заповеди.

Урок 47. О восьмой заповеди.

Урок 48. О девятой заповеди.

Урок 49. О десятой заповеди.

Урок 50. Как употреблять учение о вере и благочестии.

Урок 39. О христианской любви и заповедях. О союзе между верой и любовью.

  1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ И ПЛОДОМ ИСТИННОЙ ВЕРЫ?

Действием и плодом истинной веры в христианине являются любовь и соответствующие этой любви добрые дела. «Во Христе Иисусе, — говорит апостол Павел,— не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию» (Гал. 5:6).

  1. ДОСТАТОЧНО ЛИ ОДНОЙ ВЕРЫ БЕЗ ЛЮБВИ И ДОБРЫХ ДЕЛ?

Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, недостаточно. Вера без любви и добрых дел является недействующей и мёртвой, и поэтому не может привести к вечной жизни. «Не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:14, 26).

  1. ДОСТАТОЧНО ЛИ ЛЮБВИ И ДОБРЫХ ДЕЛ БЕЗ ВЕРЫ?

Нельзя спастись любовью и добрыми делами без веры, т. к. невозможно, чтобы не имеющий веры в Бога, истинно любил Его. К тому же человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией. «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). «Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5:5).«Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).

  1. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬ БЕЗ ДОБРЫХ ДЕЛ?

Любовь, не сопровождающаяся добрыми делами, ложна. Истинная любовь естественно проявляет себя в добрых делах. Господь Иисус Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:21, 23). Апостол Иоанн пишет: «Это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3). «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18).

  1. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ?

Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний — свидетельство совести, и закон Божий внешний — заповеди Божии.

  1. ЧТО В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ?

В Священном Писании о внутреннем законе говорится: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).

  1. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ?

Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан «по причине преступлений» (Гал. 3:19).

  1. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ?

Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян пророка Моисея.

  1. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО?

Главные и всеобщие заповеди закона Божьего — следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках):

  1. Я — Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, покоя — Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:1-17).
  11. СЛЕДУЕТ ЛИ НАМ ПОСТУПАТЬ ПО ЭТИМ ЗАПОВЕДЯМ, ЕСЛИ ДАНЫ ОНИ ДРУГОМУ НАРОДУ?

Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему.

  1. УЧИЛ ЛИ ИИСУС ХРИСТОС ПОСТУПАТЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ?

Господь Иисус Христос наставлял для приобретения вечной жизни хранить заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (см. Мф. 19:17 и гл. 5).

  1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ?

Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два видалюбви, т. е. любовь к Богу и любовь к ближнемуи поэтому предписываются два рода обязанностей.

  1. НА ВОПРОС: КАКАЯ НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ В ЗАКОНЕ?

— Господом Иисусом Христом дан ответ:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36-40).

  1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМИ БЛИЖНИМИ?

Все люди являются нашими ближними. Потому что все — создания единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере особенно близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Господа Иисуса Христа.

  1. ПОЧЕМУ НЕТ ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ К СЕБЕ САМОМУ?

Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).

  1. КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ К БОГУ, К БЛИЖНЕМУ И К САМОМУ СЕБЕ?

Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, — говорит Иисус Христос,— не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня»(Мф. 10:37).

  1. ЕСЛИ ВЕСЬ ЗАКОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ, ТО ЗАЧЕМ РАЗДЕЛЕНИЕ ЕГО НА ДЕСЯТЬ?

Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему.

  1. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?

Обязанности по отношению к Богу изложены в первых четырех заповедях.

  1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?

В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй — избегать ложного богопочитания. В третьей — не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой — соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.

  1. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?

Обязанности к ближним изложены в последних шести заповедях.

  1. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?

В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди — не вредить жизни ближних. В седьмой — не вредить чистоте их нравов. В восьмой — не вредить их собственности. В девятой — не вредить им словом. В десятой — даже не желать вредить им.

  1. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ?

Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.

Вопросы к занятию:

  1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ И ПЛОДОМ ИСТИННОЙ ВЕРЫ?
  2. ДОСТАТОЧНО ЛИ ОДНОЙ ВЕРЫ БЕЗ ЛЮБВИ И ДОБРЫХ ДЕЛ?
  3. ДОСТАТОЧНО ЛИ ЛЮБВИ И ДОБРЫХ ДЕЛ БЕЗ ВЕРЫ?
  4. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬ БЕЗ ДОБРЫХ ДЕЛ?
  5. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ?
  6. ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ?
  7. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ?
  8. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ?
  9. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО?
  10. СЛЕДУЕТ ЛИ НАМ ПОСТУПАТЬ ПО ЭТИМ ЗАПОВЕДЯМ, ЕСЛИ ДАНЫ ОНИ ДРУГОМУ НАРОДУ?
  11. УЧИЛ ЛИ ИИСУС ХРИСТОС ПОСТУПАТЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ?
  12. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ?
  13. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМИ БЛИЖНИМИ?
  14. ПОЧЕМУ НЕТ ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ К СЕБЕ САМОМУ?
  15. КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ К БОГУ, К БЛИЖНЕМУ И К САМОМУ СЕБЕ?
  16. ЕСЛИ ВЕСЬ ЗАКОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ, ТО ЗАЧЕМ РАЗДЕЛЕНИЕ ЕГО НА ДЕСЯТЬ?
  17. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?
  18. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?
  19. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?
  20. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?
  21. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ? 

Урок 40. О первой заповеди.

  1. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «Я — ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ»?

Словами «Я — Господь, Бог твой» — Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа, как Бога.

  1. КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОЗНАВАТЬ БОГА?

Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Cвященное Писание, во-вторых, писания святых отцов.

  1. ЧТО ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ СЛОВАМИ «ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ ПРЕД ЛИЦЕМ МОИМ»?

Словами да не будет у тебя других богов пред лицем Моим, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитать Его.

  1. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНУТРЕННЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?

К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить в Бога; ходить перед Богом, т. е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, то есть считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеяться на Бога;любить Бога; повиноваться Богу, т. е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного; благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.

  1. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНЕШНЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?

К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности: исповедовать Бога, т. е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.

  1. КАКИЕ ГРЕХИ ПРОТИВ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Грехи против первой заповеди следующие: 1. Безбожие, когда люди, справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят «в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13:1). 2. Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. 4. Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. 5. Раскол, т. е. своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной веры от страха или для выгоды. 7. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. 9. Суеверие, когда верят, что какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение). 10. Лень по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь к чему-либо больше, чем к Богу. 12. Человекоугодие, когда угождают людям в ущерб угождению Богу. 13. Человеконадеяние, когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.

  1. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Человекоугодие и человеконадеяние противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.

  1. В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ТАК ГОВОРИТСЯ О ЧЕЛОВЕКОУГОДИИ:

«Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10).

  1. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИИ:

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5).

  1. КАК ИСПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ?

Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя. «Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь Иисус Христос, — отвергнись себя» (Мк. 8:34).

  1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТРЕЧЬСЯ ОТ САМОГО СЕБЯ?

По объяснению святого Василия Великого: «От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти»(Пространные нравственные ответы, 8).

  1. ОТРЁКШИЙСЯ ОТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ЛИ УТЕШЕНИЕ?

Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в силах нарушить даже страдания. «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5).

  1. КОГО ЕЩЁ МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитание Ангелов и святых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.

Вопросы к занятию:

  1. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “Я — ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ”?
  2. КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОЗНАВАТЬ БОГА?
  3. ЧТО ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ СЛОВАМИ “НЕ ДОЖНЫ БЫТЬ У ТЕБЯ ДРУГИЕ БОГИ, КРОМЕ МЕНЯ”?
  4. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНУТРЕННЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?
  5. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНЕШНЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?
  6. КАКИЕ ГРЕХИ ПРОТИВ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?
  7. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯНИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?
  8. КАК ИСПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ?
  9. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТРЕЧЬСЯ ОТ САМОГО СЕБЯ?
  10. ОТРЁКШИЙСЯ ОТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ЛИ УТЕШЕНИЕ?
  11. КОГО ЕЩЁ МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

  

Урок 41. О второй заповеди.

  1. ЧТО ТАКОЕ ИДОЛ?

Во второй заповеди говорится о идоле. В заповеди объяснено, что идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в воде живущей, которой поклоняются и служат вместо Бога.

  1. ЧЕМУ ЗАПРЕЩАЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.

  1. ЗАПРЕЩАЮТСЯ ЛИ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ?

Иметь какие бы то ни было священные изображения вовсе не запрещается. Это ясно видно из того, что пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая идолов, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или передвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.

  1. ЭТОТ ПРИМЕР ПОЯСНЯЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ

в Православной Церкви Святых Икон.

  1. ЧТО ТАКОЕ ИКОНА?

Слово икона в переводе с греческого значит образ, или изображение. В Православной Церкви так называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

  1. ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИКОН ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

«Употребление святых икон противоречило бы второй заповеди в том случае, если бы их боготворили. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, поскольку в таком случае иконы подобны книгам, в которых вместо букв написаны лики и предметы» (см. святой Григорий Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серенскому епископу).

  1. КАК СЛЕДУЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИКОНАМ?

Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображённых.

По учению 7 Вселенского Собора, «Храним не новое вводя все, Писанием, или без Писания установленные для нас церковные предания, от них же одно есть иконного живописания изображение, как повествованию евангельской проповеди согласное, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе.  Которые одно другим указываются, несомненно едино другим уясняются. Этому так сущему, как царским путем шествуя, следуя Богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолической Церкви, (ибо знаем, что Она принадлежит Духу Святому в Ней живущему,) со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камней и из другого способного к тому вещества устраяемые, как иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и чтимых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо насколько часто чрез изображение на иконах видимы бывают, постольку взирающие на них подвигаемы бывают воспоминать и любить первообразных им, и чествовать их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богу служебным поклонением, которое подобает Одному Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как и изображению честного и животворящего креста и святому Евангелию и прочим святыням, ладаном и поставлением свечей честь воздается, какой и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется личности изображенного на ней. Так бо утверждается учение святых отцов наших, то есть, предание кафолической Церкви, от конец до конец земли приявшей Евангелие».

  1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГРЕХ ПРОТИВ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

  1. КАКИЕ ЕЩЁ ГРЕХИ НАРУШАЮТ ВТОРУЮ ЗАПОВЕДЬ?

Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, илилюбостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.

  1. ПОЧЕМУ КОРЫСТОЛЮБИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что «любостяжание… есть идолослужение» (Кол 3:5). Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу.

  1. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО КОРЫСТОЛЮБИЮ?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.

  1. ПОЧЕМУ ЧРЕВОУГОДИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, их бог — чрево (Флп. 3:19), или, иначе сказать, чрево есть их идол.

  1. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ЧРЕВОУГОДИЮ?

Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.

  1. ПОЧЕМУ ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан, гл. 3).

  1. КАКОЙ ПОРОК БЛИЗОК К ИДОЛОПОКЛОНСТВУ?

Порок, близкий к идолопоклонству, — лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф. 6:5-7).

  1. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГОРДОСТИ, ТЩЕСЛАВИЮ И ЛИЦЕМЕРИЮ?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.

Вопросы к занятию:

  1. ЧТО ТАКОЕ ИДОЛ?
  2. ЧЕМУ ЗАПРЕЩАЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ?
  3. ЗАПРЕЩАЮТСЯ ЛИ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ?
  4. ЧТО ТАКОЕ ИКОНА?
  5. ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИКОН ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?
  6. КАК СЛЕДУЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИКОНАМ?
  7. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГРЕХ ПРОТИВ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?
  8. КАКИЕ ЕЩЁ ГРЕХИ НАРУШАЮТ ВТОРУЮ ЗАПОВЕДЬ?
  9. ПОЧЕМУ КОРЫСТОЛЮБИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?
  10. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО КОРЫСТОЛЮБИЮ?
  11. ПОЧЕМУ ЧРЕВОУГОДИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?
  12. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ЧРЕВОУГОДИЮ?
  13. ПОЧЕМУ ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?
  14. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГОРДОСТИ, ТЩЕСЛАВИЮ И ЛИЦЕМЕРИЮ?

 

Урок 42. О третьей заповеди.

  1. КОГДА ИМЯ БОЖИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАПРАСНО?

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произноситсялживо или с нарушением благоговения.

  1. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы;нарушение обетов, данных Богу; божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

  1. ЧТО СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖБЕ В РАЗГОВОРАХ?

В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: «Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34, 37).

  1. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЛИ КЛЯТВА В ДЕЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ?

Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр. 6:16-17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

Вопросы к занятию:

  1. КОГДА ИМЯ БОЖИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАПРАСНО?
  2. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДЬЮ?
  3. ЧТО СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖБЕ В РАЗГОВОРАХ?
  4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЛИ КЛЯТВА В ДЕЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ?

  

Урок 43. О четвертой заповеди.

  1. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ?

Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения.

  1. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ ПОКОЯ — СУББОТА?

Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.

  1. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

  1. С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ?

День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.

  1. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ?

В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т. е. христиан, во едину от суббот, т. е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т. е. для совершения Таинства Причащения (Деян. 20:7). У евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр. 1:10).

  1. В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ПОДРАЗУМЕВАЛИСЬ ЛИ И ДРУГИЕ ДНИ ПОД ИМЕНЕМ СУББОТЫ?

Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты(Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).

  1. КАКИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ПРАЗДНИКИ?

Важнейшие праздники — это праздники, установленные в память о главных событиях, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне воплощения. Таковыми являются, по порядку событий, следующие праздники:

День рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).

День Её введения в храм для посвящения Богу (21 ноября/4 декабря).

День благовещения, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Неё (25 марта/7 апреля).

День рождества Христова (25 декабря/7 января).

День крещения Господа и вместе — Богоявления Пресвятой Троицы (6/19 января).

День сретения (встречи) Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).

День преображения Господа (6/19 августа).

День входа Господа в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).

Праздник Воскресения Христова, Пасха, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.

День вознесения Господа на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).

Праздник Пресвятой Троицы, и затем — праздник в память сошествия Святого Духа (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).

День успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

День воздвижения Креста Господа, обретённого царицей Еленой (14/27 сентября).

  1. КАКОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Важнейшим постом является Великий пост, или святая Четыредесятница.

  1. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕЙ?

Великий пост называется Четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу).

  1. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ?

Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф. 4:2).

  1. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ?

Поститься положено в среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самих Его страданий и смерти.

  1. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники рождества Христова и успения Пресвятой Богородицы; а пост в память святых апостолов — для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян. 13:3).

  1. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужносвято хранить их, т. е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.

  1. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ?

Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

  1. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.

  1. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ?

Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

  1. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЛА ОСОБЕННО ГРЕШНЫ?

Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье, — оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные.

  1. ОСУЖДАЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРАЗДНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ?

Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением.

Вопросы к занятию:

  1. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ?
  2. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ ПОКОЯ — СУББОТА?
  3. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ?
  4. С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ?
  5. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В СВ. ПИСАНИИ?
  6. В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ПОДРАЗУМЕВАЛИСЬ ЛИ И ДРУГИЕ ДНИ ПОД ИМЕНЕМ СУББОТЫ?
  7. КАКИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ПРАЗДНИКИ?
  8. КАКОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?
  9. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕЙ?
  10. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ?
  11. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ?
  12. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?
  13. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?
  14. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ?
  15. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?
  16. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ?
  17. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧН

Урок 44. О пятой заповеди.

550. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?

Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их:почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак. 12:43-44; Иер. 35:18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).

551. НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ?

Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21:16).

552. ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?

Для того чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.

553. КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?

Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт. гл. 27). «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном.

554. ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ?

В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.

555. КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?

В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.

556. КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ?

Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели;начальствующие в разных отношениях.

557. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ГОСУДАРЮ?

Священное Писание так говорит о почтении к Государю: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:1-2). «Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5). «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч. 24:21).«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет 2:17).

558. КАК ДАЛЕКО ДОЛЖНА ПРОСТИРАТЬСЯ НАША ЛЮБОВЬ К ГОСУДАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ?

Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15:13).

559. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ПАСТЫРЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДУХОВНЫМ?

Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).

560. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ?

В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» (1 Тим. 5:1-2). «Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» (Лев 19:32).

561. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ?

Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51).

562. КОГО ЕЩЁ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ?

Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т. е. учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т. е. начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т. е. судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т. е. начальники военные.

563. КАК СВЯЩЕННОМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ?

В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7).

564. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ТАК О ПОДЧИНЕННОСТИ СЛУЖИТЕЛЕЙ И РАБОВ ГОСПОДАМ:

«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души»(Еф. 6:5-6). «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пет 2:8).

565. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ?

Священное Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

566. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ?

Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет 5:2-3).

567. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ И ВЛАДЕЮЩИХ?

Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол 4:1).

568. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, КОГДА ТРЕБУЮТ ОТ НАС ПРОТИВНОГО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ?

Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.

569. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.

Вопросы к занятию:

1. КАК СВ. ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?

2. НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ?

3. ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?

4. КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?

5. ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ?

6. КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?

7. КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ?

8. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ГОСУДАРЮ?

9. КАК ДАЛЕКО ДОЛЖНА ПРОСТИРАТЬСЯ НАША ЛЮБОВЬ К ГОСУДАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ?

10. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ПАСТЫРЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДУХОВНЫМ?

11. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ?

12. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ?

13. КОГО ЕЩЁ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ?

14. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ?

15. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ?

16. КАК СВ. ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ?

17. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ И ВЛАДЕЮЩИХ?

18. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, КОГДА ТРЕБУЮТ ОТ НАС ПРОТИВНОГО СВ. ПИСАНИЮ?

19. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ? 

 

Урок 45. О шестой заповеди.

570. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Шестой заповедью запрещается убийство, или лишение жизни ближнего каким бы то ни было образом.

571. ВСЯКОЕ ЛИ УБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОПРЕСТУПЛЕНИЕМ?

Не всякое лишение жизни есть законопреступление. Не является беззаконным убийством: когда преступниканаказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество.

572. КАК ОТНОСИТЬСЯ К НЕПРЕДНАМЕРЕННОМУ УБИЙСТВУ?

Невольный убийца, если им не были использованы необходимые предосторожности для предотвращения нечаянного убийства, не может считаться невиновным. В любом случае ему необходимо очистить совесть, по установлению Церкви.

573. ЧТО ЕЩЁ ОТНОСИТСЯ К ЗАКОНОПРЕСТУПНОМУ УБИЙСТВУ?

Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие, а также подобные им, случаи: когда судья осуждает подсудимого,невиновность которого ему известна; когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу и тем самым даёт ему возможность для совершения новых убийств; когда кто-либо мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает бедного умереть от голода; когда кто-либо превышающими силы тяготами и жестокими наказаниями изнуряет подчинённых и тем ускоряет их смерть; когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь (к намеренному убийству относятся также аборты и советы другим сделать аборт — прим. ред.).

574. ПОЧЕМУ САМОУБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ТЯЖЁЛЫМ ГРЕХОМ?

Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Если противоречит природе убить другого, подобного нам человека, то ещё более противоречит природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, Который её дал.

575. ПОЧЕМУ ПОЕДИНКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ?

Поскольку разрешать споры есть дело правительства, но вместо этого участник поединка своевольно решается на такое дело, в котором грозит явная смерть и ему, и сопернику, то в поединке заключаются три ужасных преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство.

576. ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ УБИЙСТВО?

Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззакония и тем самым подвергает душу его духовной смерти. Спаситель говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).

577. ЧТО ЕЩЁ МОЖНО НАЗВАТЬ ГРЕХОМ УБИЙСТВА?

Есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняяненависть против него, даже если она и не обнаруживается. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15).

578. КАК НАМ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ШЕСТУЮ ЗАПОВЕДЬ?

Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, оберегать его жизнь и благосостояние.

579. В ЭТОЙ СВЯЗИ МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

помогать бедным; служить больным; утешать печальных; облегчать положение несчастных; со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно; примиряться с гневающимися; прощать обиды и делать добрые дела врагам.

Вопросы к занятию:

1. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

2. ВСЯКОЕ ЛИ УБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОПРЕСТУПЛЕНИЕМ?

3. КАК ОТНОСИТЬСЯ К НЕПРЕДНАМЕРЕННОМУ УБИЙСТВУ?

4. ЧТО ЕЩЁ ОТНОСИТСЯ К ЗАКОНОПРЕСТУПНОМУ УБИЙСТВУ?

5. ПОЧЕМУ САМОУБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ТЯЖЁЛЫМ ГРЕХОМ?

6. ПОЧЕМУ ПОЕДИНКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ?

7. ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ УБИЙСТВО?

8. ЧТО ЕЩЁ МОЖНО НАЗВАТЬ ГРЕХОМ УБИЙСТВА?

9. КАК НАМ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ШЕСТУЮ ЗАПОВЕДЬ?

  

Урок 46. О седьмой заповеди.

580. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Седьмой заповедью запрещается прелюбодеяние.

581. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ?

Апостол Павел советует и не говорить христианам об этих мерзостях (см. Еф 5:3). Только по необходимости, для предохранения от этих грехов, нужно поименовать некоторые из них: блуд, или плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве; прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве обращают супружескую любовь к посторонним; кровосмешение, когда союзом подобным супружескому соединяются близкие родственники.

582. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУ?

Спаситель так учит судить о прелюбодействе: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).

583. КАК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВНУТРЕННЕГО ПРЕЛЮБОДЕЙСТВА?

Чтобы не впасть в тонкое, внутреннее прелюбодейство, следует избегать всего, что может возбудить в сердце скверные желания: сладострастных песен, танцев, сквернословия, легкомысленных игр и шуток, пьянства, бесстыдных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Следует, по Евангелию, вовсе не смотреть на то, что соблазняет. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29).

584. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРВАТЬ СОБЛАЗНЯЮЩИЙ ГЛАЗ?

Вырвать соблазняющий глаз — это значит, что надо вырвать его не рукой, а волей. Кто не смотрит на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз.

585. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГРЕХУ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВА?

Когда запрещается грех прелюбодейства, то предписываются следующие добродетели: супружеская любовь и верность, а для тех, кто может вместить, совершенная чистота и целомудрие.

586. КАКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ?

Священное Писание так говорит об обязанностях мужа и жены: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела» (Еф. 5:22-23).

587. КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ БЛУДА?

Для того чтобы избегать блуда и жить целомудренно, Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте (как духовной, так и телесной), потому что они «суть члены Христовы и храмы Святаго Духа, что, напротив того, блудник грешит против собственного тела», т. е. растлевает его, заражает болезнями и повреждает даже душевные способности: воображение и память (см. 1 Кор. 6:15, 18-19).

Вопросы к занятию:

1. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ?

2. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ЛЮБОДЕЯНИЯ?

3. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЛЮБОДЕЙСТВУ?

4. КАК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВНУТРЕННЕГО ЛЮБОДЕЙСТВА?

5. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРВАТЬ СОБЛАЗНЯЮЩИЙ ГЛАЗ?

6. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГРЕХУ ЛЮБОДЕЙСТВА?

7. КАКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ?

8. КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ БЛУДА? 

Урок 47. О восьмой заповеди.

588. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.

589. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕХИ, ЗАПРЕЩАЕМЫЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие из них: грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; воровство, или похищение чужой вещи тайно; обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, дают фальшивые деньги вместо настоящих, плохой товар вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают своё имущество, чтобы не платить долги, не исполняют обещанного по договору или по завещанию; когда укрывают вора и этим лишают воздаяния потерпевшего; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; духовное святотатство, когда одни дают, а другие принимают священные должности не по достоинству, а из-за корысти; взяточничество, когда берут вознаграждение с подчинённых или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных; тунеядство, когда не исполняя работу получают за неё плату и, таким образом, крадут и плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу и работодателю; также, когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого живут подаянием; вымогательство, когда под видом законности, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, присваивают себе чужую собственность или чужой труд, или даже используют для своей выгоды самые бедствия ближних; например, когда дающие взаймы, обременяют должников ростом займа, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.

590. КАКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮТ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Когда запрещаются эти грехи, то предписываются следующие добродетели: бескорыстие; верность; правосудие;милосердие к бедным.

591. НЕМИЛОСЕРДИЕ К БЕДНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Немилосердный к бедным грешит против восьмой заповеди, если у него есть, чем помогать им. Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий.

592. КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ГРЕХАМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или добровольный отказ от всякой собственности. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21).

Вопросы к занятию:

1. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

2. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕХИ, ЗАПРЕЩАЕМЫЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

3. КАКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮТ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

4. НЕМИЛОСЕРДИЕ К БЕДНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

5. КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ГРЕХАМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

 

Урок 48. О девятой заповеди.

593. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь.

594. КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА?

Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде ложно доносят, жалуются, или о чём-либо лжесвидетельствуют; ложное свидетельство помимо суда, когда на кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.

595. МОЖНО ЛИ УКОРЯТЬ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ В НИХ ЕСТЬ ПОРОКИ?

Непозволительно укорять других за их пороки. Евангелие не позволяет нам судить о пороках или недостатках ближних, если мы не призваны к обличению их особой обязанностью, а исправлять ближних примером кротости:«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).

596. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ЛОЖЬ БЕЗ ЖЕЛАНИЯ НАВРЕДИТЬ БЛИЖНЕМУ?

Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему; потому что мы члены друг друга» (Еф. 4:25).

597. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГРЕХА ПРОТИВ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ?

Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует «обуздывать язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1 Пет. 3:10). «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие»(Иак. 1:26).

Вопросы к занятию:

1. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

2. КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА?

3. МОЖНО ЛИ УКОРЯТЬ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ В НИХ ЕСТЬ ПОРОКИ?

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ЛОЖЬ БЕЗ ЖЕЛАНИЯ НАВРЕДИТЬ БЛИЖНЕМУ?

5. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГРЕХА ПРОТИВ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ?

  

Урок 49. О десятой заповеди.

598. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Десятой заповедью запрещаются желания и связанные с ними помышления, противоречащие любви к ближнему.

599. ПОЧЕМУ ЗАПРЕЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕЛА, НО И ЖЕЛАНИЯ?

Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления, во-первых, потому что, когда в душе есть недобрые желания и помышления, то душа уже становится нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: «Мерзость пред Господом — помышления злых» (Притч. 15:26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит апостол: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Во-вторых, потому, что для предотвращения злых дел нужно подавлять в себе греховные желания и помышления, из которых, как из семян, произрастают злые дела, как сказано: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, раждает грех; а сделанный грех раждает смерть» (Иак. 1:14-15).

600. КАКАЯ СТРАСТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Когда запрещается желать чего бы то ни было, принадлежащего ближнему, то запрещается зависть.

Прекрасно о зависти сказал святитель Василий Великий: Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? – все это – пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не различается он от человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? – это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это – новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростью подаяний и общительностью с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это – удары и раны, наносимые в самое сердце завистника.

И тяжко в этой болезни то, что завистливый не может сказать об ней. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, печальный и погибает от недуга; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастие и сказать: “Я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием”. Так надлежало бы сказать ему, если бы захотел говорить правду. Но поскольку не решается высказать сего, то в глубине удерживает болезнь, которая гложет и снедает его внутренности.

Поэтому не принимает он врачующего болезнь, не может найти никакого лекарства, избавляющего от страданий, хотя Писания полны таких целительных средств. Напротив, он ждет одного утешения в бедствии – видеть падение кого-либо из возбуждающих его зависть. Один предел ненависти – увидеть, что внушавший зависть из счастливого стал несчастным, и возбуждавший соревнование сделался жалким. Тогда примиряется и делается другом, когда видит плачущим, встречает печальным. С веселящимся не веселится вместе, но с сетующим проливает слезы. И если оплакивает переворот жизни, по которому человек из такого счастья впал в такое несчастие, то не из человеколюбия, не из сострадательности хвалит прежнее его состояние, но чтобы более тягостным сделать для него бедствие. По смерти сына, хвалит его, превозносит тысячами похвал, что он был и прекрасен, и понятен к учению, и способен ко всему; а если бы младенец был жив, язык не вымолвил бы доброго о нем слова. Как скоро видит, что многие с ним вместе начинают хвалить, опять переменяется, опять начинает завидовать умершему. Дивится богатству по разорении. Телесную красоту или силу и здоровье хвалит и превозносит уже по наступлении болезней. И вообще, он враг того, что есть, и друг того, что погибло.

Что же может быть пагубнее этой болезни? Это – порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу. Что виновника зла – демона – вооружило на брань против человека? Не зависть ли? В зависти явно изобличил себя богоборец, когда вознегодовал на Бога за щедрые дары Его человеку, но отмстил человеку, потому что не мог мстить Богу… Будем, братия, избегать сего недуга, который делается учителем богоборчества, матерью человекоубийства, извращением природы, забвением родства, бедствием самым неописанным…

Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро. Чем больше видит он себе благодеяний, тем сильнее негодует, печалится и огорчается. Он более оскорбляется силою благодетеля, нежели чувствует благодарность за сделанное для него…

Премудр был тот, кто запрещал и ужинать с мужем завистливым (Прит.23,6), под сближением на вечери разумея и всякое также общение в жизни. Как легко загорающееся вещество заботимся мы класть подальше от огня, так, по мере возможности, не надобно сводить дружеских бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении; потому что, по слову Соломонову, ревность мужа от друга своего (Еккл.4,4). Действительно, так и бывает: не скиф завидует египтянину, но всякий своему соплеменнику; и из соплеменников завидуют не тому, кто неизвестен, но коротко знакомым; и из знакомых – соседям, людям того же ремесла и по чему-нибудь иному близким; и из них опять – сверстникам, сродникам, братьям. Вообще, как ржа есть болезнь хлебного зерна, так и зависть есть недуг дружбы…

Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверье, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра – демоны, когда находят в людях демонам свойственные произволения, употребляют все меры воспользоваться ими для собственного своего намерения; почему и глаза завистливых употребляют на служение собственной своей воле.

Поэтому ужели не придешь в ужас, делая себя служителем губительного демона, и допустишь в себя зло, от которого сделаешься врагом людей, ничем тебя не обидевших, и, кроме того, врагом благого и независтливого Бога? Убежим от нестерпимого зла. Оно – внушение змия, изобретение демонов, посев врага, залог мучения, препятствие благочестию, путь в геенну, лишение Царствия.

Завистливых можно узнать несколько и по самому лицу. Глаза у них сухи и тусклы, щеки впалые, брови навислые, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностью и приятностью, ни все прочее, достойное соревнования и внимания. Как коршуны, пролетая мимо многих лугов, многих мест приятных и благоухающих, стремятся к чему-либо зловонному, и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной, так завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое. И если случится в чем оступиться (как часто бывает с людьми), они разглашают это, хотят, чтобы по одному этому узнавали человека, как и недобрые живописцы лицо изображаемого ими на картине отличают искривленным носом, или каким-нибудь рубцом, или другим недостатком природным либо происшедшим вследствие болезни. Они искусны сделать презренным и похвальное, перетолковав в худую сторону, и оклеветать добродетель, представив ее в виде порока с ней смежного: мужественного называют дерзким, целомудренного – нечувствительным, справедливого – жестоким, благоразумного – коварным. Кто любит великолепие, на того клевещут, что у него грубый вкус; о щедром говорят, что расточителен, и о бережливом опять, что он скуп. И вообще всякий вид добродетели не остается у них без такого имени, которое заимствовано от противоположного порока» (Слово 11. О зависти).

601. КАКИЕ МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Словами: Не желай себе жены ближнего твоего — запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние.

602. СЛОВАМИ:

Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть ближнего твоего — запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли и желания.

603. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Соответственно этим запрещениям десятая заповедь накладывает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца; довольствоваться тем, что Бог нам посылает.

604. ЧТО ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ СЕРДЦА?

Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.

Вопросы к занятию:

 1. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

2. ПОЧЕМУ ЗАПРЕЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕЛА, НО И ЖЕЛАНИЯ?

3. КАКАЯ СТРАСТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

4. КАКИЕ МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

5. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

6. ЧТО ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ СЕРДЦА?

 

Урок 50. Как употреблять учение о вере и благочестии.

605. ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЧЕНИЕМ О ВЕРЕ И БЛАГОЧЕСТИИ,

надо исполнять то, что мы познали, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47).

606. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЗАМЕТИВ В СЕБЕ ГРЕХ?

Когда видим в себе грех, то следует не только немедленно принести покаяние и твердо решиться впредь избегать греха, но и стараться по возможности загладить сделанный им соблазн или вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил Закхей мытарь, когда сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8).

Преп. Иоанн Лествичник предупреждает нас так: «Представляй себе, что бесстрастие есть небесная палата Небесного Царя. Многие обители суть селения внутри сего града, а стена горнего оного Иерусалима есть прощение согрешений. Поспешим, братия, поспешим, чтобы получить вход в чертоги этой палаты. Если же, о бедствие, удерживает нас бремя греховных навыков, или самое время, то постараемся по крайней мере не лишиться одной из обителей близ сего чертога. Если же еще хромаем, или болеем, то всячески будем стараться хотя внутрь стены той войти. Ибо кто прежде кончины не успеет войти туда, или, лучше сказать, кто не перейдет этой стены, тот водворится в пустыне бесов и страстей. По сей причине некто в молитве своей говорил: Богом моим перейду стену (Пс. 17, 30); и другой пророк говорит от лица Божия: не грехи ли ваши разлучают между вами и Мною? (Исаии 59, 2). Итак, разрушим, друзья, сие средостение ограды, которое мы по безумию нашему непослушанием соорудили. Потщимся еще здесь избавиться от греховного долга; ибо во аде нет могущего исцелить. Братия, оставим попечения; ибо мы записались в число свободных от попечений. Невозможно ни падением, ни временем, ни тяжестью бремени извиняться; ибо тем, которые прияли Господа чрез возрождение св. крещением, дал Он власть чадом Божиим быть (Ин. 1, 12), и глаголет: упразднитеся и разумейте, что Я есмь Бог (Пс. 45, 11) и бесстрастие» (Лествица. 29. 14).

607. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО МЫ ИСПОЛНИЛИ КАКУЮ-ЛИБО ЗАПОВЕДЬ?

Если нам кажется, что мы исполнили какую-либо заповедь, нужно настроить свое сердце (чувства и мысли) согласно словам Господа нашего Иисуса Христа: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Как прекрасно подытоживает учение о союзе трех добродетелей преп. Иоанн Лествичник, обращаясь к Божественной Любви: Возвести нам, о Ты, прекраснейшая из добродетелей, где Ты пасешь овец твоих? Где почиваешь в полдень (Песнь Песней 1, 6)? Просвети нас, напои нас, наставь нас, руководи нами: ибо мы жаждем придти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце мое пламени Твоего. Итак, воспев Тебя, иду. Ты владычествуешь державою морскою, возмущение же волн его ты укрощаешь и умерщвляешь. Ты смиряешь, как уязвленного, гордый помысел; и мышцею силы Твоей расточив враги Твои (Пс. 88: 10-11), делаешь любителей Твоих непобедимыми от всякой брани.

Но желаю я узнать, как видел Тебя Иаков утвержденною на верху лестницы? Скажи мне, какой был вид оного восхождения? Что означает самый образ лестницы, и расположение ступеней ее, тех восхождений, которыеполагал в сердце своем (Пс. 83, 6) некий любитель красоты Твоей? И сколько их числом, жажду узнать? И сколько времени требуется на восхождение оной? Тот, который Тебя видел и боролся с Тобою, возвестил нам об одних только по одной лестнице руководителях (Ангелах); но ничего более не восхотел, или, лучше сказать, не возмог открыть. Тогда Она, сия царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо души моей беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лестница же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лестницу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник мой говорит: ныне же пребывают сии три: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1 Кор. 13, 13).

Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит:придите, взойдем на гору Господню, и в дом Бога нашего (Ис. 2, 3), совершающего ноги наши как олени, и на высоких поставляющего (Пс. 17, 34), чтобы нам сделаться победителями на пути Его. Бегите, умоляю вас, с Апостолом, сказавшим: будем стараться, дондеже достигнем все в соединение веры и познания Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4, 13). Христос же, крестившись в тридцатый год видимого возраста, получил тридцатую ступень в духовной сей лестнице; ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава, и Ему сила; в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки. Аминь» (Лествица 30, 36-37).

Вопросы к занятию:

1. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЗАМЕТИВ В СЕБЕ ГРЕХ?

2. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО МЫ ИСПОЛНИЛИ КАКУЮ-ЛИБО ЗАПОВЕДЬ?

 

Комментирование запрещено