70 ответов православных на 70 вопросов верующим в организацию «Свидетели Иеговы» и не верующим во Святую Троицу:

Церковь есть Тело Христово, глава ее – Христос, управляется она Духом Святым. Цель с которой Иисус Христос создал Свою Церковь – спасение человеков. Каким образом человек может войти в Христов Ковчег чтобы спастись (может только войти, создать не может, потому что она уже создана Иисусом Христом)? Через Покаяние, Крещение и Причастие. Сначала через проповедь человек призывается к Покаянию, приняв веру, рождается в Крещении, и начинает жить благодатной жизнью в Причастии. Три эти таинства являются неотъемлемым условием жизни в Церкви для любого христианина. Эта мера является достаточной и необходимой даже при отсутствии Священного Писания при наличии преемников Слова – епископов и священников (через апостолов, получивших учение от Самого Господа Иисуса Христа).

Для лучшего усвоения учения Церкви апостолы писали послания и поучения, жизнеописания событий земного служения Иисуса Христа. Как чин совершения таинств (Покаяние, Крещение, Причастие), так и богослужение, и апостольские писания являются личной собственностью Церкви (поскольку совершались и писались в Церкви и для Церкви, а не абстрактно, что видно из названий посланий: к Галатам, к Ефесянам …), которыми она пользуется для совершения своей миссии – спасения человеков. С появлением еретиков появлялись и подложные (еретические) писания под именами апостолов (Евангелие от Фомы, от Петра, Деяния ап. Павла, ап. Иоанна, ап. Андрея, Апокалипсис ап. Петра и т.д.). Дух Святой созывал Соборы, на которых отсекались как еретические учения, так и еретики, становящиеся мертвыми членами живой Церкви. В 364 году на поместном Лаодикийском соборе Церковь признала за свои только 26 книг. Окончательное утверждение новозаветного канона (27 книг) состоялось в 692 году на VI Вселенском Соборе в Константинополе (в Трулле Царских палат, 2-е правило Собора). По сегодняшний день Церковь руководствуется своим выбором, все книги Нового завета в настоящем виде являются ее личной собственностью, как избранные и утвержденные ею самою. Всякое посягательство на личную собственность Церкви является посягательством на собственность Самого Христа. Бог поругаем не бывает: еретики Царствия Божия не наследуют (Гал.5:20-21).

– Итак, объясните какое отношение вы имеете к документу Церкви, называемом Библией, кроме отношения воровства?

– Библия для всех!

– Да, она открыта для чтения для всех, но вы не можете объяснить, почему именно эти книги вы читаете. А если не можете этого объяснить, то по какому праву беретесь их толковать? Если же читаете, потому что их одобрила и признала Православная Церковь, а это именно так и есть, то должны знать, что Церковь не дает права толковать их иначе, как сама истолковала (19-е правило VI Вселенского Собора).

Церковь созданная Господом и Богом Иисусом Христом называется Православной, в отличие от всех других «церквей»: «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего» (Пс.7:18); «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить» (Пс.32:1). Называемся христианами, как последователи учения Иисуса Христа, данное Им Его Церкви и никому иному (Иоан.17:7-9). Членов организации «Свидетели Иеговы» называем расселитами, как последователей учения Чарльза Рассела, который имел весьма «скромное» мнение о себе: “Шесть томов моей книги “Изучение Писаний” – это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается Библейскими текстами. Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия… Люди не только не способны понять намерение Бога без моей книги. Даже если человек читал “Изучение Писаний” в течение десяти лет, если он научился понимать Библию должным образом и отложит мою книгу и попытается читать только Библию, то опыт показывает, что через два года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только “Изучение Писаний” и те ссылки, которые там даны, то даже не открывая Библию, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания”. (Цитата из “Сторожевой башни” от 15 сентября 1910 года).

1. Если Христос во всех отношениях равен Богу, то почему он утверждает, что Его учение – не Его, а пославшего Его? (Иоан.7:16)

«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан.7:15,16). Знает Писания потому, что Сам и дал их. Сказал «Мое учение», потому что принадлежит Ему, сказал «не Мое» – потому что одновременно принадлежит нераздельно и Отцу. Таким образом, приводит иудеев к познанию единства воли и сущности Отца и Сына, чтобы видели в Нем не только человека, но и единосущного Отцу Бога. «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Иоан.17:10). Если читаем в Писании, что Бог имеет глаза, уши, руки, то не мыслим по-человечески, но принимаем образы действий. Все, что относится к Богу, мыслим божественно, это относится и к посыланию. Послан как слово – из ума, как отблеск лучей – из солнца, без разделения или изменения природы (сущности). Ум и слово – это проявления одной сущности: ум не бывает бессловесным, и слово – не имеющим выраженного в нем ума. Подобно же сравнение солнца и его сияния.

 

2. Если Христос и Бог равны, то почему только Бог посылает Христа для выполнения поручений, а не наоборот? (Иоан.17:4, 1Иоан.4:9).

Христос и Бог не равны (равенство может быть между иным и иным), но Христос есть воплотившийся Бог. В этом случае вопрос теряет смысл: почему только Бог посылает Бога для выполнения поручений, а не наоборот?

 

3. Если Иисус равен Богу или часть Троицы, почему он Сам ни разу не сказал об этом?

Иисус есть воплотившийся Бог, второе Лицо Святой Троицы, Троица не состоит из частей, но имеет единую нераздельную природу (сущность) в трех Лицах (Личностях). Христос говорит: «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30); и то, что Он есть Бог: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6) = «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:17,18). «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лук.8:38,39). При том, что Сам Бог говорит о Себе: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов» (Исх.20:2,3), многие остаются неверующими, что есть Бог и Кто Он. Если при всех свидетельствах Божества Иисуса Христа многие не верили, что Он есть Бог, почему нужно требовать от Христа еще больших свидетельств? «Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:30,31).

 

4. Как Бог может что-то дать Христу, который равен Ему? (Иоан.3:35; 5:22; Деян.2:33; Фил.2:9; Отк.1:1)

По Божественной природе Сын обладает равно всем со Отцом и Духом, дарования получает Сын по человеческой природе, потому что воплотился во времени: «И Слово стало плотию» (Иоан.1:14). «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан.17:5). Славу Божества, которую Я имел у Тебя, как Сын от Отца, пусть будет дана и Моей человеческой природе. Отец есть причина бытия Сына и Духа без разделения единой Божественной природы; ни рождение, ни исхождение не разделяет природы Божества, рождение и исхождение не мыслим физическими характеристиками.

 

5. Если Христос и Бог – одна и та же личность, то кому Христос молился? (Мар.14:36). Может ли одно лицо Троицы молиться другому?

Христос-Слово, оставаясь неизменно Богом (Иоан.1:1), стал истинным человеком (Иоан.1:14), чтобы спасти человека, Собой показать путь: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Странно было бы, чтобы Тот, Кто есть путь, Кто призывает следовать за собой (Лук.9:23) и научает молится (Матф.26:41), не показал бы в Себе образ молитвы к Богу в человеческой Своей природе. По божественной природе нигде не видим, чтобы Христос молился Отцу, но видим общение Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26).

 

6. Если Христос равен Богу, то почему Он Сам признает, что Отец «больше» Него? (Иоан.14:28).

Во-первых, по человеческой природе. Христос, будучи Богом, уничижился до образа раба, став человеком ((Фил.2:5-8), в переводе НМ полное искажение смысла – см. мастер-класс тема 4 стр. 5), потому и говорит, что «Отец более Меня».

Во-вторых, Сын рождается от Отца, а не Отец от Сына. Отец более в смысле причины бытия Сына, но не более Сына по природе. Рождение Сына не есть плотское, в рождении Сын не отделяется от Отца, нет разделения природы – «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Иоан.1:18).

Хотя и по-человечески, когда сын говорит что отец больше его, то это не означает, что сын имеет другую природу и должен принимать меньшее почитание. Что скажем, Давид меньше отца своего Иессея, или Соломон имеет меньшую славу, нежели Давид?

 

7. Если Христос «рожден» от Бога (Деян.13:33; 1Иоан.5:1; Евр.1:5;5:5), как он может быть равным Ему?

Словами «не рожден», «рожден», «исходит» указываются личностные свойства Лиц Святой Троицы, но не сам образ (способ) рождения и исхождения, сущность божественной природы для нас не открыта (или «СИ» скажут, что они знают природу Бога?). Сын рождается от Отца, но не отделился от Отца в рождении, всегда (вечно) пребывает в Нем, природа Божества остается единой. Кто мыслит о рождении и исхождении материально (земным образом), представляет Бога материальным.

 

8. Если Христос равен Богу и вездесущ, то почему Бог «вводит Его во вселенную» (Евр.1:6), и где Христос был до этого момента?

Христос не равен Богу, а есть воплотившийся Бог, воплощение, естественно, произошло во времени: «И Слово стало плотию» (Иоан.1:14), плотию Христос «вводится во вселенную». До воплощения Христос был только Богом, в воплощении стал и человеком.

 

9. Был ли Бог триединым до того момента, когда Он ввел Христа во вселенную? (Евр.1:6).

Бог неизменен. Даже прежде творения мира Бог пребывает Триединым. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Дословно: «бэрешит бара элогим эт хашшамайим веэт хаарец» – «прежде сотворил Боги с небом с землею». Единственность (глагол «сотворил») сочетается с множественностью «Боги». В Ветхом завете сокровенно говорится о том, что Христос открыл в последние века: единство Божества в трех Лицах – «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19).

 

10. Может ли быть одинаковая природа у рожденного и нерожденного (Бога)?

Природа не одинаковая, а одна. В рождении Сын не отлучается от Отца, единая природа не изменяется, не разделяется. Повторяющаяся ошибка «СИ» рассматривать «рождение» Сына от Отца материально, по-человечески, а также смешивать рождение от Отца с рождением по плоти от Девы.

 

11. Каким образом одно лицо Троицы (Отец) может «помазать» второе лицо Троицы (Сына) третьим лицом Троицы (Святым Духом)? (Деян.10:38).

«как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:38).

А как Бог вообще может «помазывать»: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем» (2Цар.12:7)? Не означает ли это освящение и сугубое назначение от Бога? Помазывается (освящается) естество человеческое во Христе, а не божественное естество, единое у Христа с Отцом и Духом. Спасение человека совершается единым Богом в трех Лицах в единстве воли, что и показано прекрасно в данном стихе (Деян.10:38).

 

12. Нужно ли понимать Мат.3:16,17 так, что первое лицо Троицы посылает третье лицо Троицы второму лицу Троицы?

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:16,17).

В данном тексте нет речи о посылании. Это событие в православии называется Богоявлением, Бог открывает, что Он есть Троица: Отец, Сын и Дух, что и явлено в Крещении Иисуса, воплотившегося Бога, на Иордане. Если Дух Божий не самостоятельное лицо, то почему самостоятельно проявляет Себя?

 

13. Почему третье лицо Троицы – всемогущий Бог – постоянно на посылках у двух других лиц Троицы? (Мат.3:16; Иоан.14:26; 16:7; Деян.2:17,33; 8:18; Евр.2:4).

Святой Дух единосущен Отцу и Сыну, три Лица имеют единую природу, одну волю, равное достоинство и это единство выражено посыланием Духа, во всем согласного с Отцом и Сыном, иначе Дух, поступающий со властью (Деян13:2), выглядел бы неким иным Богом.

Патриарх Иаков боролся с Богом и «сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня… И благословил его там» (Быт.32:26-29). Забывая, кто есть Бог, можно сделать вывод, что Бог находится в услужении человека. Но Библия написана не для Бога, а для человека, который требует понятий и образов, удобных для восприятия, хотя за образами и скрывается глубина божественной мудрости, постигаемая в меру человеческого ума.

 

14. Можно ли быть братом Бога? (Матф.28:10).

Христос, воплотившийся Бог, Сам называет нас братьями по человеческой природе, принимая поклонение Своему Божеству: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Матф.28:9,10).

«Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр.2:10-12).

«но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал.4:4-6). Мы сыны Божии по благодати, являемся братьями Иисусу Христу по Его человеческой природе, детьми Его по Его Божеству: «Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет» (Иоан.21:5).

 

15. В некоторых местах Библии Моисей и другие люди названы богами (Исх.7:1; Пс.81:6). Означает ли это, что они тоже части Троицы?

Природа Троицы не исчисляется количеством и мерой, в Ней нет частей. Бог имеет единую нераздельную сущность (природу) в трех Личностях познаваемую, Триединая природа Бога ведома только Самому Богу: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11).

Все люди призваны стать богами по благодати, но не по естеству (природе): «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81:6). Бог предназначил человека к вечному блаженству, которое имеет извечно Сам в Себе. Разница в том, что Бог имеет это блаженство по Своей природе, а человеку это блаженство дается как дар, при этом природа человека не превращается в природу Божества. Таков неизмеримый дар Бога человеку, что организация «СИ» извращает, готовя своих адептов к сытому рабству на земле, потому что места на небе уже заняты высшими чинами корпорации.

 

16. Почему Христос, будучи Богом, чего-то не знает? (Мар. 13:32).

Почему «воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9), разве Бог чего-то не знает? «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» (Быт.4:9). «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел?» (Иов.1:7).

Христос знает все (Матф.11:27), но ограничил для нас знание о последнем дне, для человека знать «о дне и часе том» не полезно, но нужно ему всегда пребывать в ожидании пришествия Спасителя, проводя дни в терпении и молитве: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мар.14:38).

 

17. Если Христос всезнающий, как и Бог, то почему Бог «показывает» Ему что-то? (Иоан.5:20; Отк.1:1).

«Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» (Иоан.5:20). «Показывает», не научая, потому что Христос есть Премудрость Отца и не имеет нужды в научении. Этими словами Христос приготовляет народ к принятию учения, которое исходит от Бога, а не является человеческим. Стих Иоан.5:20 необходимо рассматривать в контексте, начиная с 18 стиха (см. вопрос 18).

 

18. Почему всемогущий и всезнающий Христос «ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего»? (Иоан.5:19).

«И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан.5:18,19).

Иудеи возмутились, что Иисус делает Себя равным Богу, потому что всякий сын бывает одного и того же естества с отцом. Если бы достоинство Сына не было важно, и Он не делал Себя через это равным Богу, то за что бы стали гнать Его? Иисус последующими словами показывает единосущность Отцу: Сын ничего не может творить Сам, поскольку имеет одну нераздельную сущность с Отцом. Поэтому и Сын делает то же и не может делать что-нибудь иное, кроме того, что делает Отец; не иную имеет силу, меньшую или большую Отчей, но у Отца и Сына по Божеству одно Существо, одна сила, одно действие: «что творит Он (Отец), то и Сын творит также». Показав равносилие, говорит и о единомыслии: Сын творит то, что видит, дела, которые творит Отец, не иное что-либо. Если же допустить незнание Сына, как претыкаются «свидетели Иеговы», то как Сын может быть назван Премудростью Отца (1Кор.1:23,24). Премудрость Отца есть Сын, если Сын пока не увидит, не знает что творить, то и не может быть назван премудростью. Что может не знать Христос, если Сам говорит: «все предано Мне Отцем Моим»? (Лук.10:22). Как Дух испытывает и ведает глубины Божии (1Кор.2:10), а Податель Духа – Христос (Иоан.15:26) – находится в неведении дел Отца? Как Сын, если не Бог, принимает поклонение от Ангелов и человеков, между тем как Божественное Писание повелевает нам не служить никому, кроме истинного Бога? (Мф.4:10; Втор.6:13).

 

19. Почему Христос исполняет волю своего Отца, а не Отец – волю Христа? (Лук.22:42; Иоан.6:38). Как всемогущий Бог может исполнять волю кого-то другого?

Здесь очевидное смешение понятий. Отец и Сын единосущны – одна природа, одна воля. Когда Сын Божий воплотился, то стал истинным человеком во всем, что свойственно человеку, кроме греха. Единый Христос, имея два естества, имел, без сомнения, и волю или желания каждого естества, Божественного и человеческого. «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42). Итак, человеческое естество сначала желало жить, ибо это ему свойственно, а потом, следуя Божественной воле, чтобы все люди спаслись, воле, общей Отцу и Сыну и Святому Духу, решилось на смерть, и таким образом одно стало желание – спасительная смерть.

«ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6:38). «Сошел с небес» и означает воплощение, чтобы в человеческом естестве, отпавшем от Бога через непослушание, сотворить волю Бога и спасти человека.

 

20. Почему только Бог решает, что будет говорить и чему учить Христос? (Иоан.12:49).

«Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Иоан.12:49). Здесь нет ничего неприличного Богу. О посылании уже было сказано (вопрос 1).

Во-первых, Христос этими словами указывает иудеям на то, что на Нем сбылось пророчество, данное Моисеем, чтобы они послушались Его: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор.18:18,19). Когда Христос говорит, что заповедь получил от Отца и от Себя не говорит, то ясно показывает Себя Пророком, предвозвещенным в законе и голосом Бога и Отца провозглашенным с весьма давних времен.

Во-вторых, Христос-Бог воплотился, стал истинным человеком, «не почитая хищением быть равным Богу» (Фил.2:6), показывал и Божественное Свое достоинство и человеческое естество. Если бы показывал только Божественное, кто бы поверил что Он стал истинно человеком. Если только человеческое, то кто бы приносил Ему боголепное поклонение и славу? Итак, еретики, видящие только человечество во Христе, всячески пытаются унизить Его перед Богом Отцом. Еретики, видящие только Божество, отрицают вочеловечение Христа. Христос же «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), совершенный Бог и совершенный человек.

В-третьих, Христос есть живое Слово Бога и Отца, необходимо говорит то, что есть в Нем (Отце), как слово исходящее из ума, ничего не изменяет в том, что заповедует ему (слову) – ум.

 

21. Почему нигде в Библии мы не читаем о том, чтобы Христос дал Богу задание или распоряжение?

Что же может быть нелепее, чтобы такое читать? Христос Бог и человек. По Божеству Он единосущен Отцу и Духу, Лица Святой Троицы, имея одну сущность, волю, желание никак не могут давать друг другу задания или распоряжения. Если говорить по человечеству, то для того и воплотился Христос, чтобы исцелить непослушание Адама, исполнив волю Бога.

 

22. Может ли всемогущий Бог получить от кого-то право судить? (Иоан.5:22).

«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:22,23).

Так как Отец есть причина бытия Сына, то и говорится, что все, что ни имеет Сын, принял от Отца, как имеющий это от Него по естеству. Таким образом, и суд имеет Он от Отца так же, как имеет его Отец. Чтобы мы, слыша, что Отец есть причина Сына, не стали понимать, что Он произвел Его, как и твари, и через то не ввели уменьшения чести, для этого Он говорит, что между Отцом и Сыном нет никакого различия. Потому что кто имеет власть наказывать и награждать, как хочет, тот имеет силу, одинаковую с Отцом; поэтому и почитать Его должно так же, как Отца; “дабы, – говорит, – все чтили Сына, как чтут Отца”. Так как «свидетели Иеговы» думают чтить Сына как тварь, то оказывается, что они и Отца чтут как тварь.

С другой стороны, суд отдан Сыну, Который принял человеческое естество, так что будет Он «праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем» (Пс.50:6), знающий немощь человеческой природы.

 

23. Может ли всемогущий Бог «страхом Господним исполниться»? (Ис.11:3).

Речь идет о человеческом естестве Христа, как уже много раз было сказано, Христос, став человеком, во всем был подобен нам, кроме греха, в Себе показал путь к Отцу. Если «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7), то, несомненно, и Христу, как человеку, надлежало исполнится этого дара Святого Духа.

Пророк Исаия говорит и о Божественном достоинстве Христа: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).

 

24. Может ли всемогущий Бог  быть назван рабом? (Ис.53:11).

«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11).

Это в точности соответствует словам апостола Павла, речь идет о вочеловечении Христа: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Не теряя достоинства Бога, Христос ради нас принимает человеческое естество, которое суть образ раба по отношению к Божеству.

 

25. Если Христос является посредником между Богом и человеком (1Тим.2:5), то где в этой ситуации находится Бог? Может ли какое-то лицо само быть посредником между другим человеком и собой?

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Христос – Богочеловек, Он же и посредник: так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын – посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек – один в двух естествах.

 

26. Если Христос и Его Отец – одна личность и один Бог, то как Христос мог сослаться на закон о «двух свидетелях»? (Иоан.8:17,18).

«А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Иоан.8:17,18). Сын и Отец – две разные личности, имеющие одну сущность (природу).

 

27. Если первые два лица Троицы равны между собой, то почему для их описания используется аналогия отца и сына, а не двух братьев?

Если бы у «СИ» работали два полушария мозга вместе, все было бы проще.

Потому и три Лица, что Они отличаются личностными свойствами, имея единую природу – Бог един в трех Лицах. Как можно называть истину аналогией: Христос называется Сыном возлюбленным, Сам же обращается к Отцу.

 

28. Если Христос и Бог – одна личность, то кто воскресил Христа из мертвых? (Деян.2:24; 1Кор.6:14).

«Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1Кор.6:14).

Одна личность Христа, но две природы. Какая воскрешена природа? – человеческая, не Божественная же! Кем воскрешена? – Отцом. Посредством Кого действует Отец? – Посредством Своей силы. Кто является силой Отца? – Христос! (1Кор.1:24). Христос по Божеству единый с Отцом и Духом Сам воскресил Себя.

 

29. Почему всемогущий Бог не мог воскресить Себя Сам и Ему потребовалась помощь со стороны?

Именно всемогущий Бог Себя и воскресил (ответ см. вопрос 28). «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан.2:19).

 

30. Если Христос – часть Троицы, то означает ли смерть Христа, что Бог уменьшился на одну треть?

Хорошо, что третьего полушария нет, а то совсем было бы плохо с «СИ»!

 

31. Если на небе Христос уже не подчинен Богу, то что означают слова Павла, сказанные уже после воскресения Христа: «Христу глава – Бог»? (1Кор.11:3).

Христос есть Бог и человек. Христу глава Отец, как причина Его, Сын от Отца, а не Отец от Сына, при этом сохраняется равное достоинство Лиц, поскольку природа Отца и Сына одна.

 

32. Если Христос всегда был равен Богу, то как понимать фразу, что Бог «возвысил» Христа? Раньше Христос был ниже или теперь Он стал выше Бога? (Деян.5:31).

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян.5:31).

Христу по Божественной природе некуда возвышаться, потому что извечный Бог. По воскресении же возвышается человеческая природа Христа, униженная страданиями и смертью и неверием иудеев. Но вот, Тот, Кого унижали и даже убили (по человечеству) – воскрес, победив смерть, принял начальство и вскоре перед Ним поклонится всякое колено «небесных, земных и преисподних» (Фил.2:9,10).

 

33. Если Бог и Христос равны, то как Бог может «соделать» Христа кем-либо? (Деян.2:36).

Необходимо рассмотреть контекст: «Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:34-36).  Сидеть по правую сторону от Бога означает равночестность Отца и Сына, так как понятие «правый», или «левый», немыслимо по отношению к бестелесной сущности. По правую сторону посаждается именно человеческое естество, оно получает «обожение»*, которого достигнуть все, право последовавшие Христу. И тогда Бог соделает, то есть, поставит таковых последователей богами, как поставил Владыкой и Помазанником Иисуса в Его человеческой природе, потому что Божественная природа Христа всегда пребывает в славе, как единосущная Отцу и Духу.

*Обожение – соединение человека с Богом, приобщение человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати.

 

34. Если Христос равен Богу, то как Бог мог «поставить Его наследником»? (Евр.1:2).

«… Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:2). Уже не только древний Израиль является наследием Его, но и новый Израиль. Словом «наследник» показывает истинность сыновства и неотъемлемость господства, которые Христос получил по человечеству, потому что по Божеству имеет власть прежде всех веков, которые Сам и сотворил. Всякое творение творится во времени, вне времени только Бог. Как же «СИ» говорят, что Христос первое творение, то есть был в начале времени, если сказано, что Христос является Творцом самого времени. Итак, получается, что несуществующий Христос сотворил время и в нем уже Сам был сотворен?

 

35. Согласно Рим.8:17, христиане тоже наследники Бога и «сонаследники» Христу. Означает ли это, что они тоже равны Богу и часть Троицы?

Выше говорилось, что Христос наследник нового Израиля, как Царь, получивший в наследство народ Божий. Здесь Рим.8:17 речь идет о том, что христиане наследники Бога, как Его дети, получат в наследие дар «обожения» (см. вопрос 33), сонаследники Христу, потому что Христос первый восприял «обожение» в Своем человеческом естестве. Человеческая природа никогда не станет Божественной природой, но свойство Божественной природы (вечное блаженство) получит по благодати. Чтобы быть равным Богу, нужно иметь равную Богу природу, что невозможно. Свойства же этой природы Господь нам обещает как дар, следовательно, это возможно. О том, что Троица не имеет частей, было уже сказано.

 

36. Зачем всемогущему Христу «ходатайствовать» о чем-то перед Богом? (Рим.8:27,34; Евр.7:25). Почему Он Сам не может сделать все, что нужно?

Стих Рим.8:27 не относится ко Христу.

«Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34). Этими словами апостол показывает любовь Христа к нам, то есть, что хотя Христос и исполнил дело нашего спасения и вознес человеческую природу на престол Божества, однако не прекратил человеколюбивого отношения к нам, но предстательствует за нас. Здесь нет умаления силы и славы Христа, потому что и об Отце сказано: «как бы Сам Бог увещевает через нас» (2Кор.5:20). Неужели всемогущий и ни в чем не нуждающийся Бог может просить и умолять? Но Бог не умаляется от этого, напротив, эти слова г

40.  Может ли всемогущий Бог исполнять указания простого ангела? (Откр.14:14-16).

«И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (Откр.14:14,15). Ангел «воскликнул громким голосом к сидящему», что не является указанием, но горячей просьбой и молитвой ангельских сил видеть прославление праведных и окончание беззаконий грешников, когда престанет все движимое и скоропреходящее и наступит твердое и вечное, что согласно с Отк.6:9-11. Подобное выражение молитвы, а отнюдь не указания: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7:60).

41. Если Христос всегда будет равен Богу, то как понимать 1Кор.15:28, где прямо сказано, что Сын покорится Богу?

«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:24-28). Показав силу Христа, говорит и о том, что Сын не есть какая-нибудь иная сила, противоположная Отцу, но Сын покорится Отцу, чтобы каждый знал, что Отец есть причина и источник этой силы для Сына, а Сын есть сила Отца.

42. Почему в 1Кор.8:6 Бог и Христос подчеркнуто упоминаются отдельно и с разными ролями?

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:5,6).

Безразлично и Сын называется Богом, например, в словах: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим.9:5); равно и Отец называется Господом, например, в словах: «Сказал Господь Господу моему» (Пс.109:1).

Апостол Павел обращается к язычникам, которые чтили многих богов и многих господ, поэтому ни Сына не назвал Богом, чтобы не подумали о двух богах, ни Отца не назвал Господом, чтобы не подумали, что проповедует о многих господах. Итак, Отца назвал единым Богом для отличия от лжеименных богов, а не от Сына; равно и Сына назвал единым Господом для отличия от лжеименных господ, а не от Отца.

43. Почему нужно приходить к Богу через Христа, а не к Христу через Бога? (Иоан.14:6).

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Равнозначно: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан.6:44). См. также вопрос 25 о посредничестве Христа.

44. Почему нужно молиться Богу через Христа, а не Христу через Бога? (Еф.5:20; Кол.3:17).

«благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф.5:20).

«И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17). Равнозначно: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3).

Молимся через Христа, потому что Иисус Христос есть посредник (вопрос 25 о посредничестве Христа).

45. Если Христос – всемогущий Бог, то как понять стих Иоан.1:17, где роль Христа сравнивается с ролью Моисея? Претендовал ли Моисей на роль Бога?

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:16-18). Здесь показывается не сравнение ролей, а величайшее отличие Христа от Моисея, как и благодати от закона. Закон дан через человека, хотя и праведного, благодать же через Сына Божия – Богочеловека, безгрешного. И Христос не претендовал на роль Бога, будучи истинным Богом и истинным человеком: «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6).

46. Может ли «благодать и истина» произойти «через» всемогущего Бога, а не «от» Него? (Иоан.1:17).

«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам» (1Иоан.1:5). «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (1Иоан.2:27).

47. Если Бог – Троица, а Христос, согласно Библии, Сын Бога, то значит ли это, что Христос – Сын Троицы?

Уловка на смешении понятий.

Бог=Троица=Бог-Отец и Бог-Сын и Бог-Дух Святой

Бог=Отец; Бог=Сын; Бог=Святой Дух

Христос=Сын Бога=Сын от Отца≠Сын Отца и Сын Сына и Сын Духа Святого

Если Солнце есть (Солнечный круг, Луч, Свет), а Луч от Солнца, то значит ли это, что Луч от (Солнечного круга, Луча и Света)?

48. Почему Иегова никогда не обращается к Иисусу как к своему Богу?

Иегова=Иисус=Бог

Почему Бог никогда не обращается к Богу как к своему Богу?

49. Неужели сатана настолько глуп, что пытался заставить служить себе самого Бога? (Мат.4:9).

Сатана чрезвычайно глуп, но не настолько, чтобы в переводе Нового Мира писаться с маленькой, а не с большой буквы: Сатана, Дьявол.

Сатана глуп, потому что обманут человечеством Христа.

50. Если Христос равен Богу по могуществу, то зачем сатана соблазнял Его какими-то жалкими земными царствами? (Мат.4:8-9).

Бог стал истинным человеком и, так как сатана искушает всякого человека, так и Христос искушается сатаной и побеждает три главных искушения: – пресыщение, тщеславие и любостяжание (сребролюбие), показывая нам, как нужно побеждать, примером Своей жизни возводя желающих к Богу. Бог становится человеком для человека, а не потому, что имеет в этом нужду, и все, что касается человечества Христа, Он совершает, естественно, по-человечески, иначе можно было бы сомневаться, что Христос есть настоящий человек.

51. Если Бог и Христос – части Троицы, потому что «одно» (Иоан.10:30), то являются ли христиане, которые тоже «одно во Христе», частями Троицы? (Гал.3:28; Рим.12:5).

Троица-Бог имеет единую природу в трех Лицах.

«Я и Отец – одно» (Иоан.10:30).

 – Сын и Отец, различаясь между Собой ипостасными свойствами, имеют одну природу, потому Христос сказал: Я и Отец (показывает различие Лиц) – Мы есть одно (указывает на одну сущность).

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

речь идет о единстве христиан, человеческая природа едина независимо от внешних различий и едина именно во Христе, Который принял человеческую природу и  обновил ее в Себе; но о единстве (единосущности) с природой Бога (Троицы) ничего не говорится, не сказано ведь: вы и Сын и Отец – одно. «Вознесся рог мой в Боге моем» (1Цар.2:1); «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс.7:11). Что, рог и щит являются частями Бога или Его природой, если они в Боге?

«так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5).

Здесь выражена та же мысль о единстве христиан, но не о единстве с природой Бога.

52. Почему ни Иегова, ни Иисус не называют Своим Богом Святой Дух и не молятся Ему?

Иегова означает «сущий», единственно существующей и дающий существование. Свойство, выраженное именем Иегова (Быт.22:14; Исх.3:14), принадлежит в равной степени Отцу и Сыну и Святому Духу, потому что это свойство природы Бога, а природа у Отца и Сына и Святого Духа – одна. Итак, почему Сущий (Отец и Сын(Иисус) и Святой Дух) не называют Своим Богом Святой Дух и не молятся Ему?

53. Почему Святой Дух никогда не посылает куда-то Бога или Христа?

Святой Дух и есть Бог, творящий что Ему угодно? Что значит посылание? О посылании Святого Духа от Отца и Сына см. вопрос 13. Что касается человеческой природы Христа, то мы видим действие Святого Духа: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Матф.4:1).

54. Если Святой Дух – часть Троицы, то почему Стефан видит на небе только Бога и Христа, но не видит Святой Дух в виде третьего лица? (Деян.7:55).

«Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55). Что может лучше разоблачить нелепость суждений «СИ» и истину Святой Троицы? Стефан видит два лица? Нет, «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). Стефан, пребывая в Боге («исполнен Духа Святого») – «Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:12) видит одну личность – Иисуса Христа в славе Бога Отца (равночестность славы показана словами «одесную Бога» – вопрос 33). В одном стихе ярко выражено участие трех Лиц Святой Троицы в едином действии: Дух Святой открывает Стефану Иисуса Христа в славе Бога Отца.

55. Если Святой Дух – личность, то почему нигде в Библии не упоминается Его имя, в отличие от имен Иеговы и Иисуса?

Имя Яхве (Иегова) в полной мере относится к Святому Духу, поскольку описывает свойство природы Бога, а природа у трех Лиц – едина.

Бог познаваем и постижим в Своих отношениях к тварному миру и только в них. Познание никогда не проникает в сокровенные глубины внутрибожественной жизни. Всякое имя Божие раскрывает свойства сущности (природы) Бога, но не самую сущность. Поэтому Он выше всякого понятия и имени, выше всех определений, выше ума, и сущности, и знания (св. Дионисий Ареопагит). «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:9), следовательно, имя Иисуса выше и имени Иегова?

Когда Христос говорит: «Я открыл имя Твое» (Иоан.17:6) – то о каком имени идет речь, ведь имя Иеговы было знаемо и прежде. Христос открывает имя Бога – Отец, не просто Отец «сынов Божиих» (Быт.6:2,4), а Отец Единородного Сына. Поэтому Имена Божии Отец, Сын и Святой Дух (исходящий от Отца) в своих свойствах в наибольшей степени открывают тайну внутрибожественной жизни. Имена же Эл и Элогим (Бог сил, сильный), Элион (Всевышний),  Адонай (Господь), Шадай (Всемогущий), Саваоф (над всеми силами), Яхве-Иегова (сущий) во многом описывают отношения к этому миру. Какие еще нужны имена?

56. Если Святой Дух – такой же Бог, как два других лица Троицы, то почему никто в Библии Ему не молится?

Дух производит молитву, без Него человек вовсе не может ни молится, ни пророчествовать, ни иметь дара: «ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26); «Ибо сам Давид сказал Духом Святым» (Мар.12:36); «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:» (Лук.1:67); «ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук.12:12); «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:8-11).

И, поскольку, «Дух все проницает, и глубины Божии и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия, а нам Бог открыл [это] Духом Своим» (1Кор.2:10,11), то Ему и молятся, чтобы спало «покрывало» буквы, и по сегодняшний день лежащее на сердцах иудеев: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:14-17).

«Бог – Дух, и поклоняющиеся Ему в духе и истине должны поклоняться» (Иоан.4:24, буквальный перевод Одинцова-Белинского).

57. Почему Святой Дух, Который равен Отцу, не знает Сына? (Лук.10:22).

«И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лук.10:22).

Очередная уловка, если говорить о «незнании» Святого Духа, то по содержанию стиха (Лук.10:22) Святой Дух не знает ни Сына (потому что только Отец Его знает), ни Отца (потому что только Сын Его знает). Но, «Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:10,11). Исходя из логики «СИ», Сын не знает Божьего, потому что это знает только Дух, но знает Бога. Далее, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3), при этом, по той же логике, Сам Дух Святой не знает Иисуса.

Странная логика, навязываются мнимые противоречия. Ответ простой: Отец, Сын и Святой Дух имеют единое знание о Себе и в Себе в единой природе.

58. Почему Бог может дать Святой Дух, но Святой Дух не может дать Бога? (1Фес.4:8).

Святой Дух – Бог. Вопрос: почему Бог может дать Бога (Себя), но Бог не может дать Бога (Себя)?

«Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1Фесс.4:8). Святой Дух исходит от Отца, не отлучаясь от Него, единосущен Отцу и Сыну. Дух Святой подается в таком же смысле, как и Сын посылается (вопрос 1). Если буквально думать, что Дух дается и Сын посылается как нечто отдельное от неделимой природы Бога, то буквально следует думать и об остальных действиях Бога: Бог вселяется, ходит в человеках, является частью чего-то: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). «Господь есть часть наследия моего и чаши моей» (Пс.15:5).

59. Можно ли разделить Бога на части? (Чис.11:17; Деян.1:16; 2:3).

«Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Чис.11:17). Если для «СИ» Бог-Дух здесь разделяется на части (трудно понять, как на основании текста можно прийти к такому выводу), то значит, Бог для них и сошел с некоего места: «Я сойду». Увы, «ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18).

«было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (Деян.1:16). К чему эта цитата по отношению к вопросу? Для количества?

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:3,4). Из этого стиха следует, что Дух разделился на части? Что, Бог разделился на части, если Он «Бог Авраама, Исаака и Иакова»? (Исх.3:16). Что, вера не одна, а у каждого куски веры? – «не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

60. Почему Святой Дух упоминается в одном ряду с силой? (Лук.1:35; Деян.1:8; 10:38; Рим.15:13; 1Фес.1:5).

«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:35).

«но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

«как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:38).

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13).

«потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете, каковы были мы для вас между вами» (1Фесс.1:5).

Книжники и совопросники века сего, пожалуйста, объясните в чем суть вопроса?

Почему о Боге говорится (даже не в одном ряду, а тождественно) как о силе, престоле? «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мар.16:19); «отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лук.22:69); «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3). Неужели от этого Бог перестает быть Богом?

61. Почему ни один библейский пророк ни разу не видел в видении Святой Дух, Который бы передвигался и разговаривал, как человек и ангел?

Именно так и было! Был некий святой муж, пророк Авраам (Быт.20:7), с которым все это и случилось: «И явился ему Господь (в евр. Яхве) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:1-3). Явился ему Господь=три мужа=Владыка. Православная экзегеза однозначно видит в этом событии явление единого Бога в трех Лицах (Троицы).

62. Почему Святой Дух никогда не воплощался в разумное создание, как Христос и ангелы, но всегда только в неразумные (голубь, огонь и т.д.)?

Очередное богохульство.

Во-первых, дублируется невзначай вопрос 61 (там и ответ).

Во-вторых, «СИ» признают воплощение Бога в неразумные создания (огонь, мрак, тихий ветер): «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19:18); «И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх.20:21); «И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» (3Цар.19:11,12).

«и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Матф.3:16); «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3). «Как голубь», «как бы огненные» – здравомыслящему очевидно, что Дух Святой, будучи Богом (2Кор.3:17), не может быть ни голубем, ни огнем.

63. В Еф.1:17 Бог дал христианам «Духа премудрости и откровения», а во 2Тим.1:7 – «духа силы и любви и целомудрия». Эти два духа тоже лица Троицы или нет?

???

«Бог любви и мира» (2Кор.13:11); «Бог воздаяний, воздаст воздаяние» (Иер.51:56); «Бог воинств Израильских» (1Цар.17:45). Эти Боги – другие Боги, кроме Бога Иеговы или нет?

64. Можно ли «подавать» или «раздавать» Бога? (Деян.8:18; Евр.2:4).

«Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги» (Деян.8:18). «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?» (Евр.2:4).

Такая постановка вопроса уже привычна, когда речь идет о Боге, «СИ» не мыслят Его иначе как некую материю, которую можно подавать, раздавать и прочее.

«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). Почему Дух, Который «подается» и «раздается», при этом Сам разделяет каждому отдельно, как Ему угодно?

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан.3:8). Как Дух дышит и имеет Свое желание, какой у Духа голос? Родиться от Духа и родится от Бога – это разное рождение? – «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха» (1Иоан.3:9).

«ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх.19:11). Может ли невидимый Господь сойти перед глазами всего народа?

«в тот день, когда Я избрал Израиля и, подняв руку Мою, [поклялся] племени дома Иаковлева, и открыл Себя им в земле Египетской, и, подняв руку, сказал им: “Я Господь Бог ваш!”» (Иез.20:5). Может ли Бог Иегова поднять руку?

65. Как можно «помазать» кого-то Богом? (Деян.10:38).

Желание дошкрябать до 70 вопросов превозмогает тавтологию вопросов: см. вопрос 11 и буквальное понимание природы Бога – вопрос 64.

66. Где в Библии находятся слова «троица», «триединый», «единосущный», «Бог-Сын», «Бог-Святой Дух»?

Иисус Христос нигде не называл Своих учеников христианами, тем не менее это не стало препятствием последователям Христа в Антиохии впервые называться христианами (Деян.11:26). А какая нужда? – более краткое и однозначное определение последователей Господа. Называл ли Себя Христос Адамом? А апостол Павел употребляет это имя по отношению к Иисусу Христу (1Кор.15:45). Какая необходимость вводить новые имена и понятия? Для того чтобы иметь более точное представление Божьего замысла о человеке. Не видим нигде в евангелии, чтобы Христос назначал пресвитеров и дьяконов и вообще повелел записать Его служение в четырех книгах и читать их. «СИ» этого не замечают? Почему в Библии не говорится, что Священное Писание называется Библией, а Новый завет должен состоять из 4 евангелий и иных книг, общим числом 27. Ведь сам канон священных книг был составлен на протяжении веков и никто не задается вопросом, кто его составил и что послужило критерием, но то, что в нем находится сейчас, преподносится как самосуществующее и самоопределенное. Но Библия – это не Коран, сосуществующий Аллаху в вечности (что абсурдно). Библия написана в Церкви и для Церкви. Церковь, управляемая Духом Святым (Деян.20:28), сама определяет канон своих книг, их содержание и толкование для собственного употребления, и не подотчетна самозванцам и ворам, пользующимся ее документом. Вор чем наглее, тем больше внушает доверия что то, что он украл, принадлежит ему. Прежде чем «СИ» будут задавать вопросы, касающиеся внутреннего документа Церкви (Завета, договора Бога с человеком), пусть скажут сначала какое отношение они имеют к ней (Библии) и где они ее, мягко сказать, взяли. Обыватель не заметит, как под прикрытием Библии удобно тиражируется учение Рассела, но нужно категорически заявить, что «СИ» никак не христиане, а расселиты, каковым именем и следует их называть, ведь даже имени Иеговы в Библии нет (в Новом завете однозначно, а в Ветхом мы имеем сочетание букв ЙХВХ, из чего вовсе не следует, что ЙХВХ=Иегова).

67. Почему для объяснения того, кто такой Бог, нужно использовать слова и выражения, которых нет в Библии?

Это верно, со словом «Иегова» полный перебор.

Чтобы отличить истинное апостольское предание от ложного (ереси), Церковь использует свои определения: Бог, Который носит имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф.28:19), – называется Троицей, триединым Богом. Вместо «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30) и «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18) говорим, что Сын единосущный Отцу. Вместо «Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим.9:5) говорим Бог-Сын. Бог-Святой Дух (2Кор.3:17).

68. Почему апостол Павел, имевший богословское образование, в своих посланиях объяснил много сложных вопросов, но среди них нет Троицы?

Именно о Троице апостол и говорил: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор.13:13). «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Вас смущает слово «Троица», употребляйте библейское выражение «Отец и Сын и Святой Дух».

69. Если учение о Троице содержится в Библии и ее достаточно для его понимания, то зачем был создан такой сложный и запутанный Афанасьевский символ веры?

Если Господь наш Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18), а это означает, что и учение Христово будет неповрежденно сохраняться в Церкви, потому что Церковь Христова не мыслима без учения Христова, то зачем было Чарльзу Расселу в 19 веке придумывать новую до примитивности простую религию на ложных основаниях?

Если учение Христово содержится в Евангелии и этого достаточно, то зачем апостолы писали свои послания и апостол Павел так сложно выражался, о чем сказано, что в них (посланиях) «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:16)?

Так называемый Афанасьевский символ веры используется в католической ереси. Православная Церковь утвердила православную веру на I и II Вселенских Соборах (Никео-Цареградский символ веры), которые и были созваны для опровержения многоразличных ересей. На VI Вселенском Соборе (Трулльский) Православной Церковью был утвержден канон Нового завета в составе 27 книг, который мы имеем в настоящее время, и который по-воровски используется различными сектами.

70. Существовали ли истинные христиане до создания Афанасьевского символа веры (5 в.)?

Существовали ли истинные христиане до создания Нового завета? Лаодикийский поместный собор 364 г. утвердил новозаветный канон в составе 26 книг, составляющих его и теперь, – без Апокалипсиса. Окончательно канон Нового завета был принят Церковью на Трулльском соборе (692 г.). Трулльский собор признал список канонических книг святителя Афанасия Великого (середина IV в.).

Полнейший абсурд! Расселиты пытаются опровергнуть учение Православной Церкви посредством личного ее документа, который она окончательно приняла в 692 г. не без участия святителя Афанасия Великого. Подобно тому, как если бы к апостолу Павлу пришел некто, взял его личное послание и стал бы толковать ему и объяснять, что Павел неправильно понимает то, что сам написал.

Комментирование запрещено