Церковь есть Тело Христово, глава ее – Христос, управляется она Духом Святым. Цель с которой Иисус Христос создал Свою Церковь – спасение человеков. Каким образом человек может войти в Христов Ковчег чтобы спастись (может только войти, создать не может, потому что она уже создана Иисусом Христом)? Через Покаяние, Крещение и Причастие. Сначала через проповедь человек призывается к Покаянию, приняв веру, рождается в Крещении, и начинает жить благодатной жизнью в Причастии. Три эти таинства являются неотъемлемым условием жизни в Церкви для любого христианина. Эта мера является достаточной и необходимой даже при отсутствии Священного Писания при наличии преемников Слова – епископов и священников (через апостолов, получивших учение от Самого Господа Иисуса Христа).
Для лучшего усвоения учения Церкви апостолы писали послания и поучения, жизнеописания событий земного служения Иисуса Христа. Как чин совершения таинств (Покаяние, Крещение, Причастие), так и богослужение, и апостольские писания являются личной собственностью Церкви (поскольку совершались и писались в Церкви и для Церкви, а не абстрактно, что видно из названий посланий: к Галатам, к Ефесянам …), которыми она пользуется для совершения своей миссии – спасения человеков. С появлением еретиков появлялись и подложные (еретические) писания под именами апостолов (Евангелие от Фомы, от Петра, Деяния ап. Павла, ап. Иоанна, ап. Андрея, Апокалипсис ап. Петра и т.д.). Дух Святой созывал Соборы, на которых отсекались как еретические учения, так и еретики, становящиеся мертвыми членами живой Церкви. В 364 году на поместном Лаодикийском соборе Церковь признала за свои только 26 книг. Окончательное утверждение новозаветного канона (27 книг) состоялось в 692 году на VI Вселенском Соборе в Константинополе (в Трулле Царских палат, 2-е правило Собора). По сегодняшний день Церковь руководствуется своим выбором, все книги Нового завета в настоящем виде являются ее личной собственностью, как избранные и утвержденные ею самою. Всякое посягательство на личную собственность Церкви является посягательством на собственность Самого Христа. Бог поругаем не бывает: еретики Царствия Божия не наследуют (Гал.5:20-21).
– Итак, объясните какое отношение вы имеете к документу Церкви, называемом Библией, кроме отношения воровства?
– Библия для всех!
– Да, она открыта для чтения для всех, но вы не можете объяснить, почему именно эти книги вы читаете. А если не можете этого объяснить, то по какому праву беретесь их толковать? Если же читаете, потому что их одобрила и признала Православная Церковь, а это именно так и есть, то должны знать, что Церковь не дает права толковать их иначе, как сама истолковала (19-е правило VI Вселенского Собора).
Церковь созданная Господом и Богом Иисусом Христом называется Православной, в отличие от всех других «церквей»: «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего» (Пс.7:18); «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить» (Пс.32:1). Называемся христианами, как последователи учения Иисуса Христа, данное Им Его Церкви и никому иному (Иоан.17:7-9). Членов организации «Свидетели Иеговы» называем расселитами, как последователей учения Чарльза Рассела, который имел весьма «скромное» мнение о себе: “Шесть томов моей книги “Изучение Писаний” – это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается Библейскими текстами. Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия… Люди не только не способны понять намерение Бога без моей книги. Даже если человек читал “Изучение Писаний” в течение десяти лет, если он научился понимать Библию должным образом и отложит мою книгу и попытается читать только Библию, то опыт показывает, что через два года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только “Изучение Писаний” и те ссылки, которые там даны, то даже не открывая Библию, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания”. (Цитата из “Сторожевой башни” от 15 сентября 1910 года).
1. Если Христос во всех отношениях равен Богу, то почему он утверждает, что Его учение – не Его, а пославшего Его? (Иоан.7:16)
«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан.7:15,16). Знает Писания потому, что Сам и дал их. Сказал «Мое учение», потому что принадлежит Ему, сказал «не Мое» – потому что одновременно принадлежит нераздельно и Отцу. Таким образом, приводит иудеев к познанию единства воли и сущности Отца и Сына, чтобы видели в Нем не только человека, но и единосущного Отцу Бога. «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Иоан.17:10). Если читаем в Писании, что Бог имеет глаза, уши, руки, то не мыслим по-человечески, но принимаем образы действий. Все, что относится к Богу, мыслим божественно, это относится и к посыланию. Послан как слово – из ума, как отблеск лучей – из солнца, без разделения или изменения природы (сущности). Ум и слово – это проявления одной сущности: ум не бывает бессловесным, и слово – не имеющим выраженного в нем ума. Подобно же сравнение солнца и его сияния.
2. Если Христос и Бог равны, то почему только Бог посылает Христа для выполнения поручений, а не наоборот? (Иоан.17:4, 1Иоан.4:9).
Христос и Бог не равны (равенство может быть между иным и иным), но Христос есть воплотившийся Бог. В этом случае вопрос теряет смысл: почему только Бог посылает Бога для выполнения поручений, а не наоборот?
3. Если Иисус равен Богу или часть Троицы, почему он Сам ни разу не сказал об этом?
Иисус есть воплотившийся Бог, второе Лицо Святой Троицы, Троица не состоит из частей, но имеет единую нераздельную природу (сущность) в трех Лицах (Личностях). Христос говорит: «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30); и то, что Он есть Бог: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6) = «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:17,18). «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лук.8:38,39). При том, что Сам Бог говорит о Себе: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов» (Исх.20:2,3), многие остаются неверующими, что есть Бог и Кто Он. Если при всех свидетельствах Божества Иисуса Христа многие не верили, что Он есть Бог, почему нужно требовать от Христа еще больших свидетельств? «Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:30,31).
4. Как Бог может что-то дать Христу, который равен Ему? (Иоан.3:35; 5:22; Деян.2:33; Фил.2:9; Отк.1:1)
По Божественной природе Сын обладает равно всем со Отцом и Духом, дарования получает Сын по человеческой природе, потому что воплотился во времени: «И Слово стало плотию» (Иоан.1:14). «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан.17:5). Славу Божества, которую Я имел у Тебя, как Сын от Отца, пусть будет дана и Моей человеческой природе. Отец есть причина бытия Сына и Духа без разделения единой Божественной природы; ни рождение, ни исхождение не разделяет природы Божества, рождение и исхождение не мыслим физическими характеристиками.
5. Если Христос и Бог – одна и та же личность, то кому Христос молился? (Мар.14:36). Может ли одно лицо Троицы молиться другому?
Христос-Слово, оставаясь неизменно Богом (Иоан.1:1), стал истинным человеком (Иоан.1:14), чтобы спасти человека, Собой показать путь: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Странно было бы, чтобы Тот, Кто есть путь, Кто призывает следовать за собой (Лук.9:23) и научает молится (Матф.26:41), не показал бы в Себе образ молитвы к Богу в человеческой Своей природе. По божественной природе нигде не видим, чтобы Христос молился Отцу, но видим общение Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26).
6. Если Христос равен Богу, то почему Он Сам признает, что Отец «больше» Него? (Иоан.14:28).
Во-первых, по человеческой природе. Христос, будучи Богом, уничижился до образа раба, став человеком ((Фил.2:5-8), в переводе НМ полное искажение смысла – см. мастер-класс тема 4 стр. 5), потому и говорит, что «Отец более Меня».
Во-вторых, Сын рождается от Отца, а не Отец от Сына. Отец более в смысле причины бытия Сына, но не более Сына по природе. Рождение Сына не есть плотское, в рождении Сын не отделяется от Отца, нет разделения природы – «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Иоан.1:18).
Хотя и по-человечески, когда сын говорит что отец больше его, то это не означает, что сын имеет другую природу и должен принимать меньшее почитание. Что скажем, Давид меньше отца своего Иессея, или Соломон имеет меньшую славу, нежели Давид?
7. Если Христос «рожден» от Бога (Деян.13:33; 1Иоан.5:1; Евр.1:5;5:5), как он может быть равным Ему?
Словами «не рожден», «рожден», «исходит» указываются личностные свойства Лиц Святой Троицы, но не сам образ (способ) рождения и исхождения, сущность божественной природы для нас не открыта (или «СИ» скажут, что они знают природу Бога?). Сын рождается от Отца, но не отделился от Отца в рождении, всегда (вечно) пребывает в Нем, природа Божества остается единой. Кто мыслит о рождении и исхождении материально (земным образом), представляет Бога материальным.
8. Если Христос равен Богу и вездесущ, то почему Бог «вводит Его во вселенную» (Евр.1:6), и где Христос был до этого момента?
Христос не равен Богу, а есть воплотившийся Бог, воплощение, естественно, произошло во времени: «И Слово стало плотию» (Иоан.1:14), плотию Христос «вводится во вселенную». До воплощения Христос был только Богом, в воплощении стал и человеком.
9. Был ли Бог триединым до того момента, когда Он ввел Христа во вселенную? (Евр.1:6).
Бог неизменен. Даже прежде творения мира Бог пребывает Триединым. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Дословно: «бэрешит бара элогим эт хашшамайим веэт хаарец» – «прежде сотворил Боги с небом с землею». Единственность (глагол «сотворил») сочетается с множественностью «Боги». В Ветхом завете сокровенно говорится о том, что Христос открыл в последние века: единство Божества в трех Лицах – «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19).
10. Может ли быть одинаковая природа у рожденного и нерожденного (Бога)?
Природа не одинаковая, а одна. В рождении Сын не отлучается от Отца, единая природа не изменяется, не разделяется. Повторяющаяся ошибка «СИ» рассматривать «рождение» Сына от Отца материально, по-человечески, а также смешивать рождение от Отца с рождением по плоти от Девы.
11. Каким образом одно лицо Троицы (Отец) может «помазать» второе лицо Троицы (Сына) третьим лицом Троицы (Святым Духом)? (Деян.10:38).
«как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:38).
А как Бог вообще может «помазывать»: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем» (2Цар.12:7)? Не означает ли это освящение и сугубое назначение от Бога? Помазывается (освящается) естество человеческое во Христе, а не божественное естество, единое у Христа с Отцом и Духом. Спасение человека совершается единым Богом в трех Лицах в единстве воли, что и показано прекрасно в данном стихе (Деян.10:38).
12. Нужно ли понимать Мат.3:16,17 так, что первое лицо Троицы посылает третье лицо Троицы второму лицу Троицы?
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:16,17).
В данном тексте нет речи о посылании. Это событие в православии называется Богоявлением, Бог открывает, что Он есть Троица: Отец, Сын и Дух, что и явлено в Крещении Иисуса, воплотившегося Бога, на Иордане. Если Дух Божий не самостоятельное лицо, то почему самостоятельно проявляет Себя?
13. Почему третье лицо Троицы – всемогущий Бог – постоянно на посылках у двух других лиц Троицы? (Мат.3:16; Иоан.14:26; 16:7; Деян.2:17,33; 8:18; Евр.2:4).
Святой Дух единосущен Отцу и Сыну, три Лица имеют единую природу, одну волю, равное достоинство и это единство выражено посыланием Духа, во всем согласного с Отцом и Сыном, иначе Дух, поступающий со властью (Деян13:2), выглядел бы неким иным Богом.
Патриарх Иаков боролся с Богом и «сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня… И благословил его там» (Быт.32:26-29). Забывая, кто есть Бог, можно сделать вывод, что Бог находится в услужении человека. Но Библия написана не для Бога, а для человека, который требует понятий и образов, удобных для восприятия, хотя за образами и скрывается глубина божественной мудрости, постигаемая в меру человеческого ума.
14. Можно ли быть братом Бога? (Матф.28:10).
Христос, воплотившийся Бог, Сам называет нас братьями по человеческой природе, принимая поклонение Своему Божеству: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Матф.28:9,10).
«Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр.2:10-12).
«но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал.4:4-6). Мы сыны Божии по благодати, являемся братьями Иисусу Христу по Его человеческой природе, детьми Его по Его Божеству: «Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет» (Иоан.21:5).
15. В некоторых местах Библии Моисей и другие люди названы богами (Исх.7:1; Пс.81:6). Означает ли это, что они тоже части Троицы?
Природа Троицы не исчисляется количеством и мерой, в Ней нет частей. Бог имеет единую нераздельную сущность (природу) в трех Личностях познаваемую, Триединая природа Бога ведома только Самому Богу: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11).
Все люди призваны стать богами по благодати, но не по естеству (природе): «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81:6). Бог предназначил человека к вечному блаженству, которое имеет извечно Сам в Себе. Разница в том, что Бог имеет это блаженство по Своей природе, а человеку это блаженство дается как дар, при этом природа человека не превращается в природу Божества. Таков неизмеримый дар Бога человеку, что организация «СИ» извращает, готовя своих адептов к сытому рабству на земле, потому что места на небе уже заняты высшими чинами корпорации.
16. Почему Христос, будучи Богом, чего-то не знает? (Мар. 13:32).
Почему «воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9), разве Бог чего-то не знает? «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?» (Быт.4:9). «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел?» (Иов.1:7).
Христос знает все (Матф.11:27), но ограничил для нас знание о последнем дне, для человека знать «о дне и часе том» не полезно, но нужно ему всегда пребывать в ожидании пришествия Спасителя, проводя дни в терпении и молитве: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мар.14:38).
17. Если Христос всезнающий, как и Бог, то почему Бог «показывает» Ему что-то? (Иоан.5:20; Отк.1:1).
«Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» (Иоан.5:20). «Показывает», не научая, потому что Христос есть Премудрость Отца и не имеет нужды в научении. Этими словами Христос приготовляет народ к принятию учения, которое исходит от Бога, а не является человеческим. Стих Иоан.5:20 необходимо рассматривать в контексте, начиная с 18 стиха (см. вопрос 18).
18. Почему всемогущий и всезнающий Христос «ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего»? (Иоан.5:19).
«И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан.5:18,19).
Иудеи возмутились, что Иисус делает Себя равным Богу, потому что всякий сын бывает одного и того же естества с отцом. Если бы достоинство Сына не было важно, и Он не делал Себя через это равным Богу, то за что бы стали гнать Его? Иисус последующими словами показывает единосущность Отцу: Сын ничего не может творить Сам, поскольку имеет одну нераздельную сущность с Отцом. Поэтому и Сын делает то же и не может делать что-нибудь иное, кроме того, что делает Отец; не иную имеет силу, меньшую или большую Отчей, но у Отца и Сына по Божеству одно Существо, одна сила, одно действие: «что творит Он (Отец), то и Сын творит также». Показав равносилие, говорит и о единомыслии: Сын творит то, что видит, дела, которые творит Отец, не иное что-либо. Если же допустить незнание Сына, как претыкаются «свидетели Иеговы», то как Сын может быть назван Премудростью Отца (1Кор.1:23,24). Премудрость Отца есть Сын, если Сын пока не увидит, не знает что творить, то и не может быть назван премудростью. Что может не знать Христос, если Сам говорит: «все предано Мне Отцем Моим»? (Лук.10:22). Как Дух испытывает и ведает глубины Божии (1Кор.2:10), а Податель Духа – Христос (Иоан.15:26) – находится в неведении дел Отца? Как Сын, если не Бог, принимает поклонение от Ангелов и человеков, между тем как Божественное Писание повелевает нам не служить никому, кроме истинного Бога? (Мф.4:10; Втор.6:13).
19. Почему Христос исполняет волю своего Отца, а не Отец – волю Христа? (Лук.22:42; Иоан.6:38). Как всемогущий Бог может исполнять волю кого-то другого?
Здесь очевидное смешение понятий. Отец и Сын единосущны – одна природа, одна воля. Когда Сын Божий воплотился, то стал истинным человеком во всем, что свойственно человеку, кроме греха. Единый Христос, имея два естества, имел, без сомнения, и волю или желания каждого естества, Божественного и человеческого. «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42). Итак, человеческое естество сначала желало жить, ибо это ему свойственно, а потом, следуя Божественной воле, чтобы все люди спаслись, воле, общей Отцу и Сыну и Святому Духу, решилось на смерть, и таким образом одно стало желание – спасительная смерть.
«ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6:38). «Сошел с небес» и означает воплощение, чтобы в человеческом естестве, отпавшем от Бога через непослушание, сотворить волю Бога и спасти человека.
20. Почему только Бог решает, что будет говорить и чему учить Христос? (Иоан.12:49).
«Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Иоан.12:49). Здесь нет ничего неприличного Богу. О посылании уже было сказано (вопрос 1).
Во-первых, Христос этими словами указывает иудеям на то, что на Нем сбылось пророчество, данное Моисеем, чтобы они послушались Его: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор.18:18,19). Когда Христос говорит, что заповедь получил от Отца и от Себя не говорит, то ясно показывает Себя Пророком, предвозвещенным в законе и голосом Бога и Отца провозглашенным с весьма давних времен.
Во-вторых, Христос-Бог воплотился, стал истинным человеком, «не почитая хищением быть равным Богу» (Фил.2:6), показывал и Божественное Свое достоинство и человеческое естество. Если бы показывал только Божественное, кто бы поверил что Он стал истинно человеком. Если только человеческое, то кто бы приносил Ему боголепное поклонение и славу? Итак, еретики, видящие только человечество во Христе, всячески пытаются унизить Его перед Богом Отцом. Еретики, видящие только Божество, отрицают вочеловечение Христа. Христос же «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), совершенный Бог и совершенный человек.
В-третьих, Христос есть живое Слово Бога и Отца, необходимо говорит то, что есть в Нем (Отце), как слово исходящее из ума, ничего не изменяет в том, что заповедует ему (слову) – ум.
21. Почему нигде в Библии мы не читаем о том, чтобы Христос дал Богу задание или распоряжение?
Что же может быть нелепее, чтобы такое читать? Христос Бог и человек. По Божеству Он единосущен Отцу и Духу, Лица Святой Троицы, имея одну сущность, волю, желание никак не могут давать друг другу задания или распоряжения. Если говорить по человечеству, то для того и воплотился Христос, чтобы исцелить непослушание Адама, исполнив волю Бога.
22. Может ли всемогущий Бог получить от кого-то право судить? (Иоан.5:22).
«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:22,23).
Так как Отец есть причина бытия Сына, то и говорится, что все, что ни имеет Сын, принял от Отца, как имеющий это от Него по естеству. Таким образом, и суд имеет Он от Отца так же, как имеет его Отец. Чтобы мы, слыша, что Отец есть причина Сына, не стали понимать, что Он произвел Его, как и твари, и через то не ввели уменьшения чести, для этого Он говорит, что между Отцом и Сыном нет никакого различия. Потому что кто имеет власть наказывать и награждать, как хочет, тот имеет силу, одинаковую с Отцом; поэтому и почитать Его должно так же, как Отца; “дабы, – говорит, – все чтили Сына, как чтут Отца”. Так как «свидетели Иеговы» думают чтить Сына как тварь, то оказывается, что они и Отца чтут как тварь.
С другой стороны, суд отдан Сыну, Который принял человеческое естество, так что будет Он «праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем» (Пс.50:6), знающий немощь человеческой природы.
23. Может ли всемогущий Бог «страхом Господним исполниться»? (Ис.11:3).
Речь идет о человеческом естестве Христа, как уже много раз было сказано, Христос, став человеком, во всем был подобен нам, кроме греха, в Себе показал путь к Отцу. Если «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7), то, несомненно, и Христу, как человеку, надлежало исполнится этого дара Святого Духа.
Пророк Исаия говорит и о Божественном достоинстве Христа: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).
24. Может ли всемогущий Бог быть назван рабом? (Ис.53:11).
«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11).
Это в точности соответствует словам апостола Павла, речь идет о вочеловечении Христа: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Не теряя достоинства Бога, Христос ради нас принимает человеческое естество, которое суть образ раба по отношению к Божеству.
25. Если Христос является посредником между Богом и человеком (1Тим.2:5), то где в этой ситуации находится Бог? Может ли какое-то лицо само быть посредником между другим человеком и собой?
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Христос – Богочеловек, Он же и посредник: так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын – посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек – один в двух естествах.
26. Если Христос и Его Отец – одна личность и один Бог, то как Христос мог сослаться на закон о «двух свидетелях»? (Иоан.8:17,18).
«А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Иоан.8:17,18). Сын и Отец – две разные личности, имеющие одну сущность (природу).
27. Если первые два лица Троицы равны между собой, то почему для их описания используется аналогия отца и сына, а не двух братьев?
Если бы у «СИ» работали два полушария мозга вместе, все было бы проще.
Потому и три Лица, что Они отличаются личностными свойствами, имея единую природу – Бог един в трех Лицах. Как можно называть истину аналогией: Христос называется Сыном возлюбленным, Сам же обращается к Отцу.
28. Если Христос и Бог – одна личность, то кто воскресил Христа из мертвых? (Деян.2:24; 1Кор.6:14).
«Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1Кор.6:14).
Одна личность Христа, но две природы. Какая воскрешена природа? – человеческая, не Божественная же! Кем воскрешена? – Отцом. Посредством Кого действует Отец? – Посредством Своей силы. Кто является силой Отца? – Христос! (1Кор.1:24). Христос по Божеству единый с Отцом и Духом Сам воскресил Себя.
29. Почему всемогущий Бог не мог воскресить Себя Сам и Ему потребовалась помощь со стороны?
Именно всемогущий Бог Себя и воскресил (ответ см. вопрос 28). «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан.2:19).
30. Если Христос – часть Троицы, то означает ли смерть Христа, что Бог уменьшился на одну треть?
Хорошо, что третьего полушария нет, а то совсем было бы плохо с «СИ»!
31. Если на небе Христос уже не подчинен Богу, то что означают слова Павла, сказанные уже после воскресения Христа: «Христу глава – Бог»? (1Кор.11:3).
Христос есть Бог и человек. Христу глава Отец, как причина Его, Сын от Отца, а не Отец от Сына, при этом сохраняется равное достоинство Лиц, поскольку природа Отца и Сына одна.
32. Если Христос всегда был равен Богу, то как понимать фразу, что Бог «возвысил» Христа? Раньше Христос был ниже или теперь Он стал выше Бога? (Деян.5:31).
«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян.5:31).
Христу по Божественной природе некуда возвышаться, потому что извечный Бог. По воскресении же возвышается человеческая природа Христа, униженная страданиями и смертью и неверием иудеев. Но вот, Тот, Кого унижали и даже убили (по человечеству) – воскрес, победив смерть, принял начальство и вскоре перед Ним поклонится всякое колено «небесных, земных и преисподних» (Фил.2:9,10).
33. Если Бог и Христос равны, то как Бог может «соделать» Христа кем-либо? (Деян.2:36).
Необходимо рассмотреть контекст: «Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:34-36). Сидеть по правую сторону от Бога означает равночестность Отца и Сына, так как понятие «правый», или «левый», немыслимо по отношению к бестелесной сущности. По правую сторону посаждается именно человеческое естество, оно получает «обожение»*, которого достигнуть все, право последовавшие Христу. И тогда Бог соделает, то есть, поставит таковых последователей богами, как поставил Владыкой и Помазанником Иисуса в Его человеческой природе, потому что Божественная природа Христа всегда пребывает в славе, как единосущная Отцу и Духу.
*Обожение – соединение человека с Богом, приобщение человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати.
34. Если Христос равен Богу, то как Бог мог «поставить Его наследником»? (Евр.1:2).
«… Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:2). Уже не только древний Израиль является наследием Его, но и новый Израиль. Словом «наследник» показывает истинность сыновства и неотъемлемость господства, которые Христос получил по человечеству, потому что по Божеству имеет власть прежде всех веков, которые Сам и сотворил. Всякое творение творится во времени, вне времени только Бог. Как же «СИ» говорят, что Христос первое творение, то есть был в начале времени, если сказано, что Христос является Творцом самого времени. Итак, получается, что несуществующий Христос сотворил время и в нем уже Сам был сотворен?
35. Согласно Рим.8:17, христиане тоже наследники Бога и «сонаследники» Христу. Означает ли это, что они тоже равны Богу и часть Троицы?
Выше говорилось, что Христос наследник нового Израиля, как Царь, получивший в наследство народ Божий. Здесь Рим.8:17 речь идет о том, что христиане наследники Бога, как Его дети, получат в наследие дар «обожения» (см. вопрос 33), сонаследники Христу, потому что Христос первый восприял «обожение» в Своем человеческом естестве. Человеческая природа никогда не станет Божественной природой, но свойство Божественной природы (вечное блаженство) получит по благодати. Чтобы быть равным Богу, нужно иметь равную Богу природу, что невозможно. Свойства же этой природы Господь нам обещает как дар, следовательно, это возможно. О том, что Троица не имеет частей, было уже сказано.
36. Зачем всемогущему Христу «ходатайствовать» о чем-то перед Богом? (Рим.8:27,34; Евр.7:25). Почему Он Сам не может сделать все, что нужно?
Стих Рим.8:27 не относится ко Христу.
«Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34). Этими словами апостол показывает любовь Христа к нам, то есть, что хотя Христос и исполнил дело нашего спасения и вознес человеческую природу на престол Божества, однако не прекратил человеколюбивого отношения к нам, но предстательствует за нас. Здесь нет умаления силы и славы Христа, потому что и об Отце сказано: «как бы Сам Бог увещевает через нас» (2Кор.5:20). Неужели всемогущий и ни в чем не нуждающийся Бог может просить и умолять? Но Бог не умаляется от этого, напротив, эти слова г